Регион, где был сбит Су-24, является местом ожесточенных боев сил Асада с его противниками. К их числу относятся и сирийские туркмены под покровительством Турции. Поддержка с ее стороны делает данный регион привлекательным для противников режима Асада.
Как сообщили в турецком Генштабе, в 9:20 неопознанный военный самолет нарушил турецкое воздушное пространство в районе провинции Хатай, несмотря на то, что в течение 5 минут ему было сделано десять предупреждений, он не покинул воздушное пространство государства, и в 9:24 самолет сбили два турецкие истребители F-16, патрулировавшие регион, «в соответствии с правилами открытия огня».
Самолет Су-24, сбитый в Турции, входил в состав авиагруппы РФ в Сирийской Арабской Республике. В заявлении российского Минобороны со ссылкой на «объективные средства контроля» говорится о том, что он находился на высоте 6 тысяч метров и во время полета был только над территорией Сирии.
Помимо этого, президент РФ Владимир Путин в своем заявлении по случаю катастрофы сообщил, что самолет Су-24 атаковали в 1 километре от границы с Турцией, а упал он в 4 километрах.
В свою очередь, турецкими военными CNN Turk было продемонстрировано изображение радара, где зафиксирована траектория сбитого российского самолета. В соответствии с этими данными, турецкое воздушное пространство было пересечено самолетом в районе выступа границы государства между сирийскими провинциями Латакия и Идлиб со стороны последней, а крушение он потерпел крушение над регионом Байырбуджак (Сирия).
Провинция Латакия почти полностью находится под контролем правительственных сил, а в ее южной части располагаются авиабазы группировки Российской Федерации. Соседняя провинция Идлиб является ареной столкновений между правительственными силами и различными группами повстанцев, помимо этого, сюда, основываясь на официальных сводках, регулярно наносят удары российские ВКС. В этом регионе против войск Асада воюют отряды оппозиционной Сирийской свободной армии, а также действуют исламисты из «Ахрар аш-Шам», однако наиболее влиятельной силой в этой провинции являются отряды джихадистов из союзного с «Аль-Каидой» «Фронт ан-Нусра» (одновременно все указанные группировки воюют между собой и конфликтуют с террористами «Исламского государства»).
Сирийский регион Байырбуджак, где произошло крушение самолета Су-24, относится к провинции Латакия и отделяется от Идлиба куском территории Турции. Этот регион является местом компактного проживания сирийских туркмен (туркоманов), которые также противостоят правительственным силам и являются союзниками Свободной сирийской армии.
Почему Су-24 нарушил воздушное пространство Турции?
В российском Минобороны заявили, что пилоты Су-24 смогли катапультироваться, однако затем об их дальнейшей судьбе ведомство ничего не сообщало.
При этом сирийскими повстанцами было опубликовано видео с телом погибшего пилота. Украинскими активистами с сайта Informnapalm, которые ранее публиковали данные российских пилотов, воюющих в Сирии, погибший был идентифицирован как гвардии майор 6980-й гвардейской авиационной базы Сергей Румянцев.
Эскадрилья Су-24, которая действует с авиабазы Хмеймим в Латакии, была приписана именно к указанной части, а ее основной аэродром располагается рядом с городом Шагол на территории Челябинской области.
Основными целями бомбардировщиков Су-24 в Сирии были крупные инфраструктурные объекты боевиков, по которым эти самолеты могут наносить точечные удары, используя корректируемые авиабомбы и ракеты класса «воздух — земля».
Близкий к руководству российских вооруженных сил собеседник ранее сообщал одному из российских изданий о том, что отряды, воюющие с Асадом, после того как их начинают преследовать российские ВКС, передислоцируются к турецкой границе, где они имеют тайные базы и схроны. Там они себя чувствуют в большей безопасности, потому что, по словам источника издания, у них есть негласное покровительство со стороны турецких властей.
Об этом говорили и в Госдуме. Леонид Калашников, первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам, сообщал, что нарушение воздушного пространства Турции происходит регулярно, поскольку таковыми являются особенности географического расположения ближневосточных стран. По его словам, поэтому турки «специально и осознанно пошли на обострение». Калашников также отметил, что Турция поддерживает противников президента Асада, поставляя им оружие и боеприпасы, и при этом враждебно относится ко всем, кто поддерживает правительственные силы.
По мнению главного редактора издания «Военно-промышленный курьер», полковника запаса, проходившего службу в войсках ПВО Михаила Ходаренка, в районе происшествия преобладает безориентирная местность с извилистой границей, и во время полета на скорости Су-24 (приблизительно 15–17 километров в минуту) имеется очень высокая вероятность навигационной ошибки. В связи с этим эксперт считает, что не следовало ставить Су-24 боевые задачи на таком близком расстоянии от турецкой границы, и необходимо было обеспечить его прикрытие истребителями, которым, возможно, «удалось бы охладить пыл турецких пилотов».
Помимо этого, по мнению эксперта, действия турецких военных не вписываются в существующую международную практику. По его словам, если атака произошла после того, как самолеты уже покинули турецкую территорию, у них «не было никакого права открывать огонь».