После того как вчера, 24 ноября, турецкими ВВС был сбит российский самолет, появилось множество версий случившегося, начиная от провокации, устроенной против страны Североатлантического альянса российскими пилотами, и заканчивая обычным русским разгильдяйством. Более детально о том, что думают эксперты относительно вчерашнего, весьма громкого инцидента, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
В настоящее время нет какой-то единой версии события, случившегося вчера на турецко-сирийской границе, где силами ВВС Турции был сбит российский боевой самолет: он множества версий просто разбегаются глаза, а страны, причастные к инциденту, приводят совершенно разное изложение событий. В этой связи журналисты "Радио Свобода" поинтересовались мнением экспертов, чтобы выяснить, какая же из множества версий ближе к действительности.
По мнению военно-политического эксперта Юрия Федорова, в данном случае можно рассматривать несколько различных версий того, по каким причинам российский самолет оказался в воздушном пространстве Турции. Эксперт допускает вариант, что это могло быть даже обычное разгильдяйство, а может, это была и сознательная провокация. Здесь очень важным моментом является тот факт, что российские самолеты уже не в первый раз нарушают воздушное пространство других стран: и в той же Турции, в балтийском регионе. Ранее турецкая сторона уже неоднократно предупреждала Москву о жестких ответных мерах: Анкара указывала, что это может плохо кончиться, и просила не нарушать больше ее воздушное пространство.
В итоге вчерашний инцидент стал, по сути, более чем наглядным подтверждением озвученных ранее мнений: затеянная Кремлем авантюра в Сирии может иметь весьма неприятные последствия, причем, не только для России. В районе, где произошел инцидент, нет никакого "Исламского государства" – там действуют группировки оппозиционных Башару Асаду сил. В последние дни сирийская армия начала наступление на позиции данных группировок, и это наступление осуществлялось при поддержке российской авиации, как это довольно часто происходит в Сирии в последнее время.
По сути, там ничего не меняется, и российская армия продолжает воевать против сирийской оппозиции, противостоящей как "Исламскому государству", так и правительственным войскам. В том районе, где упал самолет, нет никаких боевиков ИГИЛ, и вообще, он находится на очень большом расстоянии от районов, в которых действуют группировки, принадлежащие к ИГИЛ. В этой связи все разговоры о том, будто бы Российская Федерация концентрируется, в первую очередь, на борьбе с "Исламским государством", являются неправдой.
Кроме того, Федоров полагает, что вчерашний инцидент поставил крест на создании широкой международной коалиции для борьбы с ИГИЛ, на создании которой так настаивает Москва – учитывая последние события, в настоящее время создание такой коалиции видится практически нереальным.
Чем мягче отношения между РФ и Западом, тем меньшее влияние есть у российских военных – Федоров.
Объясняя, почему Россия, длительное время плодотворно сотрудничавшая с Турцией, на фоне омрачившихся сирийским конфликтом отношений между Москвой и Анкарой, не попыталась отыграть ситуацию назад, посылая вместо этого свои самолеты летать возле турецкой границы, несмотря на все предупреждения, Федоров отметил, что российские военные, возможно, не в восторге от идеи возможного разворота внешней политики Кремля по сирийскому вопросу. Военные хотя не смягчения отношений с Западом, а наоборот – хотят эскалации конфликта, поскольку, чем более мягкие отношения у РФ с ведущими странами западного мира, тем меньшее влияние есть у военных внутри страны, тем меньше у них возможностей действительно влиять на принятие руководством страны политических решений. В такой ситуации военные попадают под больший контроль политических институтов, политической власти, и они постепенно утрачивают свободу своих действий, как в Сирии, так и в других регионах.
Неслучайно российские самолеты нарушали воздушное пространство стран Североатлантического альянса – вполне возможно, они специально шли на провокацию, с целью роста напряжения в отношениях между Кремлем и Альянсом. Впрочем, повторяет эксперт, вчерашний инцидент мог случиться и по причине банального русского разгильдяйства, когда в Москве левая рука, условно говоря, просто не знает, что творит правая – такое тоже бывает.
Если же все вышесказанное обобщить, то вчерашний инцидент, считает Федоров, является наглядным свидетельством того кризиса, который в настоящее время переживает вся система управления в Российской Федерации, как политического, так и военного – она уже просто не в состоянии следовать в фарватере какой-то единой стратегии, какого-то определенного курса действий, выверенного, и принятого высшим руководством страны. Более того, возможно, что и само политическое руководство не может четко сказать, что нужно делать, и попросту метается из стороны в сторону. Достаточно послушать последние заявления Путина, обвинившего Турцию в пособничестве террористам ИГИЛ, тогда как еще совсем недавно речь шла о более тесном сотрудничестве между Москвой и Анкарой.