Атака турецких ВВС российского Су-24, закончившаяся уничтожением самолета ВКС РФ, вызвала гневную реакцию Москвы, породила множество версий случившегося, и поставила множество вопросов, в том числе и вопрос, кто мог отдать команду открыть огонь по боевой машине. Более детально о том, кто мог дать команду открыть огонь на поражение по Су-24, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Как отмечает русская служба ВВС, турецкие власти, комментируя инцидент, произошедший вчера, 24 ноября на границе с Сирией, заявили, что военные летчики сбили самолет, который незаконно вторгся в воздушное пространство страны, и при этом не реагировал на неоднократные предупреждения. В частности, сами турецкие военные заявили: в течение 5 минут ими было направлено 10 предупреждений пилотам Су-24, однако никакой реакции так и не последовало.
Глава турецкого правительства Ахмет Давутоглу подчеркнул, что у Турции было право поступать подобным образом, поскольку в данном случае был факт нарушения ее воздушного пространства, а ранее Анкара несколько раз предупреждала, причем, официально, о недопустимости таких нарушений. В своей речи премьер-министр также заявил, что Турция будет делать все, что требуется для того, чтобы защитить собственные границы.
Серкан Демитраш, возглавляющий бюро ВВС в Анкаре, поделился своим мнением относительно того, в какой момент и кем именно было принято решение атаковать российский самолет. Напомним, что, судя по информации, предоставленной турецкой стороной, российский боевой самолет находился в ее воздушном пространстве всего лишь 6 секунд, и поэтому возникают определенные сомнения в том, что атака Су-24 была вызвана только лишь военной необходимостью. По словам Демирташа, говорить о том, действительно ли была военная необходимость уничтожать российский самолет, пока еще слишком рано, поскольку для подобных разговоров еще нет достаточного количества информации.
Вместе с тем, согласно информации, полученной турецким бюро ВВС от официальных представителей Турции, воздушное пространство страны утром 24 ноября было нарушено двумя российскими военными самолетами. Один из них покинул воздушное пространство Турции после того, как получил соответствующее предупреждение от турецких ВВС, тогда как второй самолет отказался подчиняться, и продолжил свой полет. После нескольких предупреждений он был сбит одним из патрулирующих границу с Турцией истребителем F-16.
Российская сторона, в свою очередь, утверждает, что ее самолеты на самом деле не нарушали границ, и не вторгались в воздушное пространство Турции. Как заявили в МО РФ, это подтверждают данные, полученные при помощи "объективных средств контроля", а Владимир Путин обвинил Анкару в пособничестве террористам ИГИЛ, с которыми Российская Федерация борется в Сирии.
Турецкое руководство пересмотрело все правила применения военной силы в 2012 году.
Объясняя, какие процедуры для действий в подобных ситуациях действуют сейчас в Турции – в частности, кто принимает решение об уничтожении самолета, нарушившего воздушное пространство страны, как принимается такое решение, и кто потом несет ответственность за случившееся, Демитраш напомнил, что в 2012 году Вооруженные силы Сирии сбили турецкий военный самолет, который находился в международном воздушном пространстве и данный инцидент обернулся ответными действиями со стороны Анкары. Тогда руководство Турции пересмотрело все правила применения военной силы, и заявил, любой военный объект другой страны, наземное средство, воздушное или морское судно, движущееся в сторону границы, нарушившее ее, либо подвергающее угрозе безопасность границы, непременно будет перехвачено.
Данная практика применяется Анкарой на протяжении последних трех лет – в итоге, из-за выросшего напряжения в отношениях между Турцией и Сирией, турецкие ВВС уже сбивали сирийские военные воздушные машины: самолет и вертолет. Обновленные правила применения военной силы были применены и в ситуации с российским самолетом.
Представители ВС Турции заявили, что на момент перехвата самолета у них не было информации, чей это самолет: российский, сирийский, или он принадлежит какой-то другой стране. В соответствии с заявлением, распространенным военными, действующие правила защиты границы были предприняты по отношению к неизвестному военному самолету, вторгшемуся в воздушное пространство страны. На момент атаки это был просто неопознанный боевой самолет, не отвечавший, к тому же, на запросы – в этой связи турецкая авиация и применила к нему действующие в стране правила применения военной силы.
Согласно данным правилам, для атаки чужого воздушного судна, нарушившего границу страны, не нужно одобрения высшего военного командования или главы государства. Все турецкие военные, задействованные в охране государственной границы, получили все полномочия, позволяющие им самостоятельно принимать такого рода решения. Они имеют право применять силу в случае, если происходит военное вторжение, угрожающее безопасности турецкой границы. Судя по всему, в соответствии с действующими правилами, атака российского самолета была просто автоматической реакцией на нарушение границы турецких летчиков, патрулирующих турецко-сирийскую границу.