Уже давно замечено, что в случае роста напряженности в той или иной ситуации Кремль непременно идет на ее обострение. Более детально о том, почему российское руководство в любой сложной ситуации идет на обострение, вместо того чтобы попытаться смягчить конфликт, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
По мнению информагентства "ЛИГАБизнесИнформ", очередное нарушение военными самолетами РФ воздушного пространства Турции, сбитые в течение одного дня российские самолет и вертолет и последовавшее за этим обострение внешнеполитической риторики Кремля вызывает не только драматические, но еще и куда менее уместные ассоциации.
В старенькой комедии "Мышь, которая вдруг зарычала" показана довольно анекдотическая ситуация: великое княжество Фенвик, совпадающее по территории с одноименной деревней и имеющее свою винодельню, живет за счет поставок в Калифорнию своего вина. Неожиданно в Вашингтоне по какому-то надуманному поводу меняют правила торговли, и это делает экспорт вина из княжества в США просто невозможным. В итоге оно оказывается на грани полного экономического краха, поскольку никто другой, кроме калифорнийцев, не желает покупать продукцию местной винодельни. Выход все-таки нашелся: княжество просто объявило войну Соединенным Штатом и незамедлительно сдалось в плен, а после этого стало вполне себе безбедно жить на правах территории, содержать которую обязана страна-победитель.
Развитие ситуации, равно как и сама логика, типично комедийные, однако "стратегия победы" основана на трезвом понимании реальной ситуации – есть "наногосударство" (Фенвик), и есть сверхдержава (США), и при столь громадной разнице война между ними возможна только комедийная. Учитывая, что это понимают все заинтересованные стороны, действовать все должны адекватно в сложившейся ситуации.
Между тем если отвести взгляд от экрана и посмотреть на зрительный зал, то можно увидеть – после выхода этой комедии прошло уже полвека, а в мире адекватности стало значительно меньше, и в путинской России это проявляется особенно наглядно. Руководство РФ до сих пор так и не может смириться с тем, что благодаря именно их стараниям страна покинула группу мировых лидеров – они и дальше продолжают вести политику, которую, по их собственному разумению, и должна вести сверхдержава.
Выглядит данная политика примерно так: наша страна самая большая, поэтому мы правы по определению и можем делать все, что захотим. Мы не намерены считаться с теми, кого считаем слабее себя, нам никто не может указывать и мы можем с легкостью позволить себе в отношении других то, чего никогда не позволим в отношении самих себя. Любые договора, подписанные нами, признаются только лишь до тех пор, пока они не начинают противоречить приведенным выше пунктам.
Акции России, как участника мировых процессов, с каждым годом падают все ниже и ниже.
Российская Федерация, вполне возможно, для самой себя и хороша, однако в современном глобальном мире ее акции, как участника мировых процессов, с каждым годом падают все ниже и ниже. В итоге внутреннее восприятие постепенно все больше рассинхронизируется с окружающим миром: Россия, по своим собственным меркам, несомненно, является мировым лидером, поскольку ее субъективный мир ограничен ее территорией. За пределами этого мира данные мерки, естественно, не используются, и в этой связи претензии на мировое лидерство, предъявляемые Москвой, практически никто не принимает и не понимает. Между тем внутри РФ данные претензии продолжают оставаться главной доминантой, и на их основе как раз и принимаются все серьезные решения, такие как начало военной операции в Сирии.
Сегодня Россия ведет себя словно шизофреник, напрочь утративший способность адекватно оценивать окружающий мир – для него единственно возможным является только лишь его собственное восприятие мира. Княжество Фенвик, объявившее войну Соединенным Штатам, выглядит на фоне нынешней России просто-таки эталоном здравого смысла.
Вместе с тем Российская Федерация, вне зависимости от того, какая она есть, существует все-таки в реальности, причем, в реальности, вопреки множеству мнений, трудноуправляемой для человека, где часто срываются даже самые проработанные и адекватные планы. В кино война княжества с США тоже ведь и разворачивается, и заканчивается вовсе не так, как планировалось. В реальности прошлого столетия, в 1914 году победный план Шлиффена, который был продуман до самых мелких нюансов, провалился с треском, причем, практически сразу, приведя в конечном итоге Германию к полной катастрофе. Можно привести и боле свежий пример – очевидная итоговая неудача в Ираке стран "антисаддамовской" коалиции.
В России методы для принятия решений называют "геополитическими", тогда как правильнее было бы их назвать "психополитическими". Москва в любой сложной обстановке еще более обостряет ситуацию и строит все свои планы на основе классического "бреда воздействия со стороны внешних сил", в этой связи шансы на успех всех ее начинаний неуклонно стремятся к нулю. При этом шансы на то, чтобы устроить "глобальный шухер" в любом из его вариантов, в том числе и ядерное возмездие, направленное против воображаемых врагов, очень высокие.