"Надеждам Москвы обрести в лице Китая нового стратегического союзника-покупателя российского газа не суждено сбыться", - пишет на сайте группы "Информационное сопротивление" известный блогер Zloy_Odessit.
Слова президента РФ Владимира Путина о турецком "ноже в спину" в России уже стали всенародным мэмом: сегодня только очень ленивый оратор, выступая на митинге протеста, посвященном сбитому в небе Турции российскому бомбардировщику Су-24, не процитирует лидера нации. Да что там митинговые витии – даже в серьезных аналитических статьях слова Путина цитируются и выделяются.
Неудивительно, что широко разрекламированный газопровод "Турецкий поток" уже похоронен россиянами – еще не формально, но уже ментально, осталось лишь дождаться официального решения правительства Медведева. Правда, независимые аналитики и так не верили в жизнеспособность этого турецкого гамбита Кремля с обходящим маневром Украины. Но уж как-то быстро почил в бозе еще не родившийся турок…
Но еще большая опасность ждет Россию от другого "союзника и брата". После неудач "Газпрома" в Европе все взгляды прогрессивного человечества на одной шестой части земной суши были направлены в сторону Поднебесной, которая согласилась принять у себя сразу два газопровода с российским наполнителем под претенциозным наименованием "Сила Сибири" номер 1 и номер 2. Но дело в том, что "сила" Китаю совсем не интересна!
И дело даже не в самом газе (хотя и в нем тоже). На сегодняшний день и ближайшую перспективу Поднебесная голубым топливом обеспечена – как своими собственными запасами, так и контрактами с иностранными экспортерами. Плюс на горизонте маячит традиционный торговый партнер Пекина – Иран, который вот-вот освободится от международных санкций и обещает весь мир залить дешевым газом. Так что придется "Газпрому" демпинговать. (Эксперты издания для инвесторов «Биржевой лидер» напоминают, что, несмотря на всю помпезность подписания в прошлом году газовых соглашений Путиным и Си Цзиньпином в прошлом году, стоимость голубого топлива для Китая не озвучена до сих пор. Плюс Пекин отказался инвестировать в строительство газопроводов, правомерно считая, что это не его забота.)
Для Китая уголь важнее газа.
Китай – страна угольная. Большая часть промышленного производства, потребностей тепло- и электроэнергетики, потребление населения обеспечивается за счет каменного угля. Перевести на другие виды топлива имеющиеся тепло- и электростанции в краткие сроки просто невозможно. Да и нужно ли китайцам отказываться от угля, если КНР имеет разведанные залежи на 144 млрд. тонн, занимая по этому показателю третье место в мире? А геологи продолжают открывать новые месторождения угля: так, на днях было объявлено об обнаружении в провинции Альхой залежей на 5 млрд. тонн, а на работающей шахте Паньцзи нашли новые пласты, оцениваемые в 4,79 млрд. тонн. Так что истощающимся разработкам угля в Китае уже есть полноценная замена.
Безусловно, уголь создает серьезные экологические проблемы – кто не знает о смоге, накрывающем промышленные центры и крупные города Поднебесной, включая столицу Пекин? Но с этим китайцы уже вроде как свыклись, а при необходимости (как это было при проведении Олимпиады в Пекине и других крупных международных форумах) они просто отключают на несколько дней станции, работающие на угле.
Си Цзиньпину был нужен не газ, а власть в стране.
Политологи и специалисты по Китаю считают, что газовая сделка с Россией нужна была лидеру КНР Си Цзиньпину для укрепления своей власти в стране и подавления внутриполитических войн в Компартии Китая.
В 2012 году председателю Си противостоял "царь госбезопасности", бывший член Политбюро КПК Чжоу Юнкан, который единолично контролировал провинцию Сычуань с ее залежами газа объемом 3 млрд. кубометров и нефтяной компанией Sinopec. Ту войну выиграл нынешний лидер Поднебесной, отправив Чжоу Юнкана за решетку на пожизненное отсидку. Sinopec приватизировали, причем те лица, которые находятся под контролем председателя Си. Таким образом, нефтегазовая отрасль оказалась под полным контролем нынешних бонз из Пекина. И потребность в таком козыре, как "Сила Сибири", отпала сама по себе.
Смена энергетических ориентиров Китая.
Выше упоминалось о том, что уголь в качестве основного вида топлива обволакивает Китай удушливым смогом. И в Пекине уже принято стратегическое решение, как бороться с ним – причем не переходом на "чистый" газ, а другим путем.
Впервые после смерти Мао Цзэдуна в пятилетние планы развития китайского народного хозяйства внесен пункт о приоритете в энергетической сфере. И ставку нынешнее руководство КНР делает на геотермальную энергию. За последние 3 года выработка энергии за счет подземных источников тепла выросла более чем в 3 раза – с 28 мегаватт до 100 мегаватт в этом году. Китайские ученые подсчитали, что потенциал геотермальной энергии в их стране сопоставим с 853 млрд. тонн угля!
Темпы роста геотермальной энергетики в планы заложены впечатляющие – фактически 100-процентный ежегодный прирост. На запланированные показатели Китай выйдет уже лет через 5-10. "Так будут ли в Пекине затевать дорогостоящие реконструкции тепло- и электростанций с угля на газ? Вопрос риторический", - резюмирует Zloy_Odessit. Привет "Силе Сибири"!