Международный конфликт вокруг Сирии получает новые грани. В Латакии укрепляется российская военная база, российская авиация наносит удары по сирийским повстанцам, и вот, последовал турецкий удар по российскому бомбардировщику, вторгшемуся в турецкое воздушное пространство.
Возникают вопросы: куда может завести траектория конфликта, и что может противопоставить мировое сообщество, чтобы ее изменить? Эксперты, как часто бывает, высказывают различные мнения и Русская служба «Голоса Америки» пообщалась в связи с российско-турецким инцидентом с бывшим представителем Соединенных Штатов в ООН Джоном Болтоном, который ныне представляет Американский институт предпринимательства, передает издание «Биржевой лидер».
Президент Путин охарактеризовал атаку на российский военный самолет как «удар в спину». В этом же контексте он обвинил турецкие власти в сознательной исламизации своей страны. Возможно, это стало спонтанной реакцией, а быть может, в этих словах кроется стратегия. По мнению Болтона, Турция уже несколько недель пребывает в состоянии тревоги. Все началось с ударов по сирийской оппозиции российской авиацией с базы в Латакии. При этом имело место вторжение в воздушное пространство Турции, потому что силы оппозиции располагаются близ сирийско-турецкой границы. Факт нарушения турецкой воздушной границы Москва, по крайней мере, однажды признала. В последнем случае турецкая сторона утверждает, что российский самолет не реагировал на предупреждения и призывы покинуть турецкое воздушное пространство. Однако Болтон все-таки не считает, что после случившегося непременно произойдет серьезная эскалация напряженности турецко-российских отношений. Вероятно, Россия будет мстить сирийской оппозиции, убившей одного их российских летчиков.
При этом эксперт не сомневается, что нечто подобное с высокой вероятностью должно было произойти, практически неизбежно. В этом, как он полагает, часть ближневосточной стратегии Путина. Турция является членом НАТО, однако, пока позиция Альянса очень спокойная. Североатлантический совет провел совещание, но не принял никаких действий. Здесь, по мнению Болтона, следует учитывать, что НАТО и Турции необходимо решить проблему более общего характера, которая касается некоторых шагов турецкой стороны под влиянием президента Эрдогана. Также необходимо помнить об историческом факте - десятилетия назад Турция, вступая в НАТО, стремилась сблизиться с Западом, отдаляясь от Ближнего Востока.
Москва усилила свою базу в Латакии комплексом ПВО С-400, имеющим большой радиус действия, что явно свидетельствует о серьезных намерениях. По словам Болтона, это еще одно доказательство настойчивой политики, проводимой Путиным. С-400 – чрезвычайно высокотехнологичная система ПВО, ракеты которой способны вторгнуться в воздушное пространство Турции глубоко и это прямой ответ на удар по российскому бомбардировщику. Тем самым заявлено, что в случае повторения инцидента от зенитных систем уже не спастись. Кроме того, это также сигнал Асаду, что в борьбе за него ставки удваиваются, и сигнал участникам переговоров по Сирии – Москва, Дамаск и Иран остаются близкими союзниками. Можно также считать, что это сигнал арабским странам, что Россия готова применить силу ради поддержки своих друзей.
В целом цель Путина – заменить США в качестве главной внешней силы на Ближнем Востоке. Конфликт в Сирии, поставки российского оружия в Египет, присутствие российских советников в египетской армии. Это происходит впервые с тех пор, как в 70-х годах прошлого века Анвар Садат избавился от советских консультантов и привел Египет на орбиту Запада. А ныне наблюдается решительный разворот на 180 градусов. Путин нащупал слабость Обамы и стремится максимально использовать тот остаток времени, пока Обама пребывает в должности.
С тех пор, как изменился курс египетского государства, Штаты проводили последовательную политику по недопущению вмешательства СССР, а впоследствии и России в дела этого региона, в сложнейший комплекс проблем, который собой представляет Ближний Восток. Ныне ситуация осложняется с усилением исламского фундаментализма, несущего угрозу всем, и в том числе России. После бесславного поражения «арабской весны», растущих угроз терроризма, ядерной программы Ирана, региональной гонки вооружений стал бы ошибкой еще и конфликт между великими державами.
Чем ответят Путину Соединенные Штаты? По мнению Болтона, американская сторона должна отойти от политики Обамы. Но это не произойдет, пока к власти не придет новый президент. Речь должна идти уже не просто о переносе отношений на новый уровень, Штатам необходимо выработать новую стратегию, вероятно, предполагающую создание нового суннитского государства, как альтернативы ИГ, и разорвать российско-иранскую ось. Для интересов США это имеет огромнейшее значение, а также интересов Израиля, американских арабских друзей, да и в целом для Западной Европы, хоть на сегодня европейцы и не видят этого. Событий происходит очень много и до конца следующего года, несомненно, их произойдет еще больше. В особенности, если в ноябре будущего года президентом станет республиканец, тогда во внешней политике США произойдет решительный поворот.