Американский профессор и писатель Тимоти Снайдер считает, что на данном этапе истории Европа оказалась перед серьезными вызовами, которые могут разрушить установленный европейский порядок. Вместе с тем в США в разгаре президентская предвыборная гонка, что также сказывается на политике Штатов. О том, что может ждать мир в ближайшем будущем, Снайдер побеседовал с «Фокусом», передает издание «Биржевой лидер».
Профессор Йельского университета, Снайдер известен, как крупный специалист по восточно-европейской истории, а также как писатель под чьим авторством вышел ряд серьезнейших исторических книг, в том числе, посвященных событиям в Украине. Одна из них «Кровавые земли» стала бестселлером, переведенным на многие языки, в том числе украинский и русский. Известен и тот факт, что профессор предсказал вторжение России в Украину.
Относительно нынешней политической ситуации он отмечает наиболее важный факт последнего времени - Россия в прошлом году вторглась в Украину, бросив вызов европейскому порядку и поставив под вопрос правила игры. После проявления терроризма внутри ЕС и широкого процесса миграции, по-видимому, следует говорить о вопросах, которые ставят под сомнение будущее Европы. Также примечательно то, что сейчас тот период, когда в США развернута предвыборная кампания и партии сосредоточены более на вопросах внутренней, а не внешней политики. А есть еще позиция Китая, который, похоже, готов к новым правилам игры.
В недавно презентованной в Украине книге «Кровавые земли» присутствует впечатляющее утверждение, что советский и нацистский режимы превращали людей в числа. Говоря об этом Снайдер обращает внимание на тот факт, что многими сейчас события того времени воспринимаются через данные о количестве погибших, тогда как важно, чтобы в памяти сохранились имена и фамилии жертв. Задачей книги стало донесение до читателя мысли о том, что большие числа имеют в своем составе числа поменьше, а те состоят из единиц, за которыми — конкретные люди. Снайдер подчеркивает, что то же самое происходит и сейчас – политики превращают людей в цифры, как на востоке Украины, так и в Сирии.
В целом на данном этапе профессор чувствует нынешнюю ситуацию как разгар европейского кризиса, при котором события в Украине и сирийский кризис являются частью общего процесса, в котором, возможно, худшее только впереди. Говоря о нынешней ситуации в Украине и сходстве ее с каким-то историческим этапом, Снайдер напоминает о периоде 1918 - 1925 годов, когда после Первой мировой войны появились новые государства, но еще не было новых госорганов, которые необходимо создавать с нуля. Тогда также было много разговоров о войне и этнических вопросах, но фактически главной задачей оставалось строительство государственных институтов.
Необходимо помнить - Россия поддержала терроризм в Украине.
Сейчас много говорится о создании антитеррористической коалиции с участием западных стран и России, что может непосредственно отразится на судьбе Украины. Как отмечает Снайдер, на Западе теракты на своей территории воспринимают очень болезненно. В стремлении решить эту проблему, политики на Западе могут отступить от обязательств, что станет огромной ошибкой с их стороны, если, например, это коснется вопроса территориальной целостности Украины или смены линии поведения в отношении России. Президент Путин совершенно очевидно хочет связать Сирию с Украиной, показать, что существует лишь один враг — терроризм и Кремль в этом вопросе на правильной стороне - стороне Запада.
Однако Западу следует помнить, что Россия поддержала в Украине терроризм. Мировое сообщество должно дать понять России, что если она хочет участвовать в кампании против терроризма, ей необходимо свернуть поддержку нарушителям закона и организаторам терактов на востоке Украины. При этом профессор признает, что мало верит в то, что такое требование будет выдвинуто. Это значит, что существует реальная угроза того, что Европа и США могут «забыть» о российском вмешательстве во внутриукраинские дела.
Впрочем, пока давать определенные прогнозы сложно, в силу возможности возникновения непредсказуемых факторов. Вдруг будет повторение терактов в Европе, или России, или в США. Реакция политиков может быть непредсказуемой. Говоря о политике России в отношении Украины, Снайдер выделяет, как один из самых важных моментов последнего времени, что Путин, в общем, недооценил Украину. В Москве не смогли всерьез воспринять проевропейский настрой украинского общества. Там полагали, что власть в Украине фиктивна и стране предстоит распад. Однако власть, несмотря на проблемы, устояла, смогла собрать армию и организовала оборону своей территории.
Между Путиным и Обамой разница в том, что они принципиально действуют по-разному. Россиянам нравится полагать, что американцы ленивы и культурно регрессирующие люди. Однако это не так. Обама делает просчет ситуации наперед, разбирается в исторических тенденциях и в политических действиях побеждает не сразу, а со временем. Путин же наоборот - не стратег, а тактик, не строящий долгосрочные планы. Обама не слабак, как принято думать среди россиян. То, что он делает, это не слабость, а работа над долгосрочными проектами. Американцы же часто переоценивают Путина, они не понимают, что он настроен побеждать не больше чем здесь и сейчас, что сложно серьезно воспринимать.