Конфликт, порожденный сбитым российским бомбардировщиком Су-24 у турецко-сирийской границы, способен привести к уничтожению экономических связей Москвы и Анкары, поскольку российскими чиновниками из-за воздушного инцидента объявляются все новые меры по ограничению двухсторонних экономических отношений. Об этом 1 декабря рассуждает Би-би-си.
Премьер-министром Дмитрием Медведевым заявлено про возможное введение ограничительных решений в ответ на турекий "акт агрессии".
30 ноября на заседании российского правительства вице-премьером Аркадием Дворковичем было заявлено про запреты на ввоз в Российскую Федерацию овощей и фруктов из Турции. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что все же главный свой удар Кремль нанес по турсектору турков.
Москвой запрещено осуществление чартерных авиарейсов в города Турции и приостановлено односторонне функционирование безвизового режима. До этого Российским союзом туриндустрии было заявлено, что туристические операторы должны аннулировать ранее проданные на полуостров Малой Азии туры, поскольку им запрещено фактически туда возить туристов из России.
Это все, в соответствии с кремлевскими замыслами, должно ударить по турецкой экономике.
Однако, если судить по разным отчетам аналитических международных организаций, экономическое состояние Малой Азии находится в целом в хорошей форме. Здесь уверенно демонстрируются явно неплохие в сравнении с рядом других стран и регионов темпы развития.
Многими экспертами отмечается, что оно находится на таком же уровне роста, что и экономика Российской Федерации. Да и проблемы структурного характера у обеих стран похожие: правительственный контроль над экономикой, коррупция и наблюдаемая зависимость от финансовых внешних рынков. В совокупности это все привело уже к замедлению процесса роста валового внутреннего продукта и девальвирования лиры. Тем не менее, экономики Турции и России имеют существенные отличия.
Первая сейчас растет, а вторая, наоборот, находится в кризисном состоянии своей промышленности.
Если РФ переживает сейчас кризис и неминуемую рецессию, то Турция, согласно данным МВФ, в последнее время показывает довольно быстрый рост, хотя и он постепенно замедляется. Международным валютным фондом 13 ноября опубликован доклад про состояние экономик государств Юго-Восточной, Восточной и Центральной Европы. К данному региону относятся как раз Малая Азия и Российская Федерация. ВВП в 2015 году на малазийском полуострове вырастет на три процента, а в 2016 году на одну десятую долю процента меньше – на 2,9%. Что касается экономики России, то она сократится в текущем году на 3,8% и в 2016 году – на 0,6%.
Всемирным банком в его докладе о глобальных экономических перспективах, опубликованном в разгар минувшего лета, прогнозируется еще более высокий темп роста турецкой экономики: 3% в нынешнем и 3,9% в будущем году, а в 2017 г. – 3,7%.
Она возрастает благодаря покупательскому спросу местного населения, поскольку турки имеют возможности покупать больше в силу стабильного роста доходов и экономического потенциала в последние годы. Увеличение бюджетных доходов есть еще одним источник роста региона Малой Азии. Власти Анкары с 2008 года все увеличивали объемы капитальных инвестиций, государственных закупок и зарплат бюджетникам.
МВФ отметил, что вклады чистых экспортных поставок в рост турецкого ВВП уже за первое полугодие текущего года были отрицательными. Это фактически означает, что в каких-то краткосрочных перспективах проблемы внешнего характера не могут нанести заметный урон экономике Турции. Тем не менее со времени кризисных 2008 и 2009 годов малазийская экономика замедляется постепенно. Сейчас Анкара вряд ли может рассчитывать на темпы роста от 7% до 8%, которые наблюдались до кризиса, а также в первые после него годы.
Обрушит ли Российская Федерация экономику Малой Азии?
Они связаны одна с одной довольно тесно экономически. Всякий разрыв двухсторонних отношений, по мнению экспертного сообщества, ударит по ведению бизнеса в обеих странах. Однако приводимые оценки вероятного ущерба различаются сильно.
Сотрудником в Лондонской школе экономики Ранжом Алалдином высказывается уверенность в том, что замена России, торгового основного партнера Турции, есть весьма сложным делом. Потребовались ведь годы для построения российско-турецких взаимовыгодных отношения.
Данный эксперт уверен, что чем больше подрывается это сотрудничество, тем больше будет Турция страдать, сталкиваясь с прямым и непосредственным влиянием такого разрыва на экономику. Это, в свою очередь, обострит политическую и социальную ситуацию в турецком обществе.
У Ренгина Арслана, обозревателя в Турецкой службе Би-би-си, имеется прямо противоположный Ранжу Алалдину взгляд на вещи. Он не верит в серьезное влияние российских санкций и тем более в то, что они приведут к существенным кризисным моментам в экономическом развитии Малой Азии.
Арслан указывает на то, что турецкая экономика имеет довольно много иных инструментов для компенсации потерь от антитурецких санкций Москвы в данный политический момент. Российские же туристы, безусловно, есть важный источник доходов бюджета Турции, однако, по прогнозу Ренгина, атмосфера в Российской Федерации и настроения ее туристов вполне могут поменяться с приближением летнего сезона 2016 года.