Представители Североатлантического альянса прокомментировали обострение российско-турецких отношений. В Альянсе исключают, что для российских кораблей могут быть перекрыты Дарданеллы и Босфор. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В комментарии «РосБизнесКонсалтингу» будущее развитие ситуации оценил Дуглас Льют, постоянный представитель США при Североатлантическом альянсе. Он утверждает, что Турция и далее будет соблюдать международное право. Поэтому не следует ожидать, что для российских кораблей проход через Дарданеллы и Босфор будет перекрыт. Через черноморские проливы, по утверждению дипломата, российские гражданские и военные корабли смогут проходить беспрепятственно.
Проливы закрывать Анкара не будет.
Как известно, прохождение кораблей через проливы регламентируется Конвенцией, подписанной в 1936 году в Монтре. Согласно положениям документа, свободный проход через проливы всех судов является одним из базисных положений мирного сосуществования государств. Ухудшение отношений между Россией и Турцией не является для Анкары достаточным основанием для нарушения международной конвенции.
Закрывать черноморские проливы Дарданеллы и Босфор для прохождения через них российских гражданских и военных кораблей турецкое руководство не будет. Такую информацию в ходе телеконференции, состоявшейся 30 ноября, сообщил Дуглас Льют. Известно, что государство может объявить закрытыми проливы в случае, если будет предусматривать в открытом прохождении через них военных судов опасность для себя. Представитель США в НАТО заявил, что никаких оснований для потенциального перекрытия проливов он не видит.
Льют отметил, что никаких признаков предстоящего ограничения Турцией судоходства через проливы он пока не видит. Кроме того, по утверждению дипломата, на протяжении многих десятилетий турецкое руководство очень серьезно относилось к собственным международным обязательствам, которые зафиксированы конвенцией в Монтре. Он предположил, что в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
Ситуация вполне может измениться.
Прогнозы, озвученные американским дипломатом, впрочем, относятся только к ситуации, когда турецкое руководство не чувствует опасности для себя. В состоянии войны или наличия «угрозы военной опасности» принятие решение о пропуске военных кораблей является исключительной прерогативой официальной Анкары. Международными документами регламентируется также способ действий на случай неофициального введения в Турции военного положения.
Если опасность Анкарой будет чувствоваться, но официального объявления войны не будет – Турции следует пропустить через проливы иностранные корабли, отрезанные от своей военно-морской базы. Кроме того, перекрытие пролива предусматривает предварительное согласование с наднациональными органами. На данное время эта мера должна быть согласована с руководством Организации объединенных наций. В мирное время военные и гражданские суда должны проходить через проливы свободно.
Примечательно, что официальные источники Турции пока отказывается комментировать и возможное перекрытие проливов, и заявление американского дипломата. Орхан Газигиль, пресс-секретарь турецкого дипломатического представительства в России, заявление постпреда США при НАТО не оценил. Посол Турции в России посоветовал обратиться в дипломатическое ведомство непосредственно в Анкаре. Турецкий МИД также оперативные комментарии предоставить не смог.
Турцию поддерживает НАТО.
В ходе общения с журналистами американский дипломат неоднократно подчеркивал, что в случае возникновения конфликта Североатлантический альянс окажет максимальную поддержку Турции. Тем не менее выдвигать гипотезы по поводу возможной природы конфликта Льют не стал. Рассказал постпред США также о том, что имели место совместные консультации НАТО и Анкары с привлечением Вашингтона после уничтожения на сирийско-турецкой границе в октябре "неопознанного беспилотника российского производства".
Комментируя уничтожение турецкими военными российского бомбардировщика, американский дипломат отметил, что Турция решение об нанесение удара по самолету с США и НАТО не согласовывала. Льют добавил, что к инциденту, который имел место 24 ноября на сирийско-турецкой границе, ни Североатлантический альянс, ни американское руководство отношения не имеют.
Помимо этого, в рамках интервью российским журналистам, американский дипломат прокомментировал присутствие разногласий в описании событий, предшествующих уничтожению российского самолета. Он заметил, что поддерживает версию, озвученную турецкими силовиками. Ранее представители Пентагона также заявили, что в инциденте с Су-24 решение принималось Турцией самостоятельно.
На турецкой территории развернуты комплексы противовоздушной обороны «Патриот», которые есть на вооружении стран НАТО. Кроме того в распоряжении турецких силовиков есть истребители F-15 американского производства. Рассказал дипломат также о том, что на протяжении минувших 18 месяцев военно-политический блок существенно усилил собственное присутствие на территории государств Восточной и Южной Европы.
Указанные действия реализуются в рамках выполнения плана «Готовность к действию», утвержденного на саммите НАТО в Уэльсе в прошлом году. Американский дипломат объяснил, что одним из основополагающих принципов Североатлантического альянса является взаимопомощь. Соответственно, в случае гипотетичного обострения отношений в российско-турецком конфликте противоборство будет вестись между Москвой и НАТО.