Несмотря на то что правительство Турции старается сгладить конфликт с РФ после того, как турецкими военными был сбит российский бомбардировщик, напряженность между Анкарой и Москвой на спад не идет. Глава РФ, приехав в Париж на климатический саммит, проигнорировал призыв турецкого лидера, находившегося там, встретиться для того, чтобы обсудить произошедшее.
Владимир Путин подчеркнуто пренебрежительно отнесся к призыву Реджепа Эрдогана в общении с журналистами после саммита: «От турецкой стороны мы слышали, что данное решение принимал не глава Турции, и что оно было принято другими лицами. Однако для нас это большого значения не имеет».
Кроме того, завершая свой визит во Францию, президент РФ бросил в адрес турецкого правительства тяжкое обвинение: с его слов, Турция решила сбить российский бомбардировщик для того, чтобы защитить якобы существующие поставки нефти в данное государство с территории, которая захвачена «Исламским государством».
Нужно заметить, что в понедельник появились сообщения о том, что военные самолеты РФ, которые совершают боевые вылеты с базы в Латакии, с этих пор будут оснащены ракетами «воздух-воздух». Это означает, что они будут готовы сбивать военные самолеты.
Союзники Турции по Альянсу, в свою очередь, выступили в поддержку Анкары в ее конфликте с Москвой. Так, Дуглас Лют, постпред Соединенных Штатов при НАТО, в понедельник заявил, что американские данные «полностью соответствуют той версии событий, которая была озвучена Турцией: российский бомбардировщик вторгался в воздушное пространство Турции, был неоднократно предупрежден, и это было далеко не первым нарушением». Йенс Столтенберг, будучи генсекретарем НАТО, в свою очередь отметил, что «турецкая сторона имеет право защищать собственное воздушное пространство», и призвал стороны к тому, чтобы постепенно снижать напряженность, которая возникла после инцидента.
«Сегодня многие наблюдатели задаются вопросом, насколько далеко способен пойти Кремль в своем желании наказать турецкую строну за сбитый самолет, и не перерастет ли данная ссора в настоящую вооруженную конфронтацию», – пишет издание «Голос Америки».
Турецкая армия может дать отпор.
Павел Фельгенгауэр, будучи независимым военным экспертом, отмечает, что в арсенале турецкой армии имеется большое количество вариантов возможного ответа на жесткие действия со стороны РФ.
«В принципе, турецкая армия способна справиться с российским флотом в Средиземном море и российской группировкой в Сирии без иностранной помощи. У Турции очень мощная армия, которой у российской стороны там нет. Думаю, за день или даже меньше они могут просто танковой колонной дойти до базы РФ в Сирии и захватить ее. Помимо этого, турецкая сторона может попросту перекрыть выход из Черного моря для Черноморского флота РФ и начать тщательно досматривать российские гражданские суда, которые идут из российских портов», – отмечает эксперт.
По словам Фельгенгауэра, несмотря на те жесткие заявления, которые сделал Эрдоган, в частности, то, что «российской стороне нежелательно играть с огнем», вряд ли именно он лично отдал приказ сбить данный бомбардировщик. «Стоит понимать, что турецкие военные – достаточно независимая сила, которая имеет определенную автономию в принятии решений», – сказал он.
Военный эксперт обеспокоен заявлением Шойгу, министра обороны РФ, о том, что «ракетный крейсер «Москва» уже занял район в прибережной части Латакии и готов уничтожать любую воздушную цель, которая представляет потенциальную угрозу для авиации РФ». Фельгенгауэр утверждает, что «это можно расценивать как приказ о том, чтобы сбивать самолеты Турции в превентивных целях».
Адекватен ли Кремль в оценках своих сил?
Российский журналист Евгений Киселев, в свою очередь, напоминает, что РФ в лице Турции имеет дело с далеко не слабым вероятным противником.
«Есть ли у Кремля понимание того, что на этот раз они имеют дело с мощнейшей региональной державой, у которой вторая по численности после Соединенных Штатов армия среди всех армий государств Североатлантического альянса, у которой флот в два или в три раза превосходит флот РФ на Черном море, которая имеет значительно больше современных самолетов и летчиков, прошедших обучение в лучших западных военных школах? Помнят ли в Кремле о том, что в Турции расположена американская военная база, где хранятся ядерные заряды?» – рассказывает Киселев.
Российский журналист вспоминает, что когда он впервые встретил Путина, то увидел сходство его взглядов со взглядами курсантов ВУЗов КГБ. «У Путина есть все родовые признаки «чекистской касты», которая действительно верила в особый набор штампованных представлений об устройстве мира, в частности, о том, что такое плохо и что такое хорошо во внешней политике. Как правило, они верили в «некое мировое тайное правительство», в то, что миром правят тайные договоренности, тайная дипломатия и спецслужбы. Это было выражение какого-то изощренного, но, с другой стороны, до невозможности примитивного взгляда на устройство мира, а также на свое место в нем», – подчеркивает Евгений Киселев.
«Мы не можем знать, насколько адекватно оценивают реальное положение Российской Федерации ее экономические, политические и военно-технические возможности Владимир Путин и остальные люди на самом верху пирамиды российского правительства, которые отвечают за оборонную и внешнюю политику, за вопросы нацбезопасности», – полагает журналист.