Изменения геополитической ситуации последнего времени оценила Лилия Шевцова. Она полагает, что на уничтожение российского самолета турецкими силовиками в Москве не рассчитывали. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
В рамках интервью российский политолог, доктор исторических наук Лилия Шевцова рассказала о собственном видении причин конфликта, возникшего между Россией и Турцией, и возможных путях дальнейшего развития ситуации. Сложившуюся в российско-турецких отношениях ситуацию эксперт называет очень сложной. С учетом этого обстоятельства, очень трудно человеку, не знакомому с ближневосточными реалиями, делать какие-то прогнозы.
Признается Шевцова, что великое множество всевозможных комментариев на тему отношений России и Турции ее угнетает. Вспоминает политолог, что в свое время, после начала украинско-российского противостояния резко увеличилось количество экспертов по украинской теме. В результате новоявленные специалисты наговорили очень много глупостей. Сейчас Шевцова комментирует турецкую ситуацию с оговоркой, что специалистом по турецкой теме не является.
Однако даже с позиции человека, который смотрит на сложную проблему из узкого московского окошка, обращает внимание политолог на присутствие ошибочного подхода к российско-турецкие отношениям. Ранее в ходе прогнозирования динамики развития отношений представители экспертной среды во многих случаях руководствовались изначально неверным подходом:
- первой ошибкой называет эксперт восприятие идеологической близости Путина и Эрдогана как основания для последующего более-менее стабильного диалога между Россией и Турцией. При этом эксперты не учитывали, что отношения между авторитарными и тоталитарными лидерами по природе своей более взрывоопасные, чем диалог правителей демократических;
- вторая ошибка заключается в неверном прогнозировании действия самого Эрдогана. Интересы Турции в Сирии перпендикулярны российским, но вряд ли кто-то ожидал, что турецкий президент поступит по примеру российского коллеги и так же бросит камень в стекло. Шевцова уверена, что действия Эрдогана хотели бы повторить и Кэмерон, и Меркель, и Олланд, но пойти на такой риск они не решаются по причине барьеров культурного и политического характера.
В конечном итоге оказалось, что Турция, как член НАТО и страна, владеющая политической ментальностью иного типа, стала первым государством, которое дало оплеуху хозяину Кремля в его собственном понимании. Скорее всего, подобных действий от Турции в Москве не ожидали. В этой ситуации, по мнению Шевцова, принципиальную важность имеют причины уничтожения российского бомбардировщика турецкими военными.
Экономические взаимоотношения между Россией и Турцией ухудшатся.
Политолог предполагает, что неверным является утверждение о том, что причиной уничтожения российского самолета является нарушением воздушного пространства Турции. Она отмечает, что российские самолеты уже традиционно нарушают неприкосновенность воздушного пространства многих государств. Но страны НАТО до этого времени не принимали радикальных мер в ответ на неоднозначную российскую активность.
По мнению эксперта, уничтожением российского Су-24 Анкара хотела сказать, что России больше не позволено бомбить турков на сирийской территории. Выстрел по самолету Кремлю следовало трактовать, как нанесение на карту красной черты, которую нельзя пересекать. При уничтожении самолета, очевидно, руководство турецких силовиков в качестве базисной воспринимало психологию, отличительную от привычной для европейцев.
Западные союзники Анкары от произошедшего явно получили пользу, а Россия и Турция теперь находятся в поиске путей для снижения градуса напряжения в отношениях. Шевцова полагает, что обе стороны конфликта пытаются найти способ отойти назад, сохранив при этом достойный вид на международной арене. Тем не менее, вряд ли в Москве и Анкаре удастся в ближайшее время вернуться к прежнему экономическому сотрудничеству.
Согласно оценкам Шевцовой, в первую очередь пострадает взаимный товарооборот. Для России Турция до недавнего времени была шестым партнером по активности торговых связей, объем торговли между странами в 2015 году составил 32 миллиарда долларов. С высокой степенью вероятности можно сказать, что Россия потеряла возможность в будущем строить «Турецкий поток», от чего Украина, несомненно, в выигрыше, поскольку альтернатива украинской газовой ветке на Юге теперь отсутствует.
На ближайшее время Россия потеряла возможность продолжать реализацию проекта по строительству атомной электростанции на турецкой территории. Не менее важно и то, что введенные Москвой санкции стали очередным наказанием для России. Российские потребители не смогут покупать турецкие фрукты. В ближайшее время состоится падение на дно туристической отрасли в России (к потере привлекательности Египтом прибавится запрет на посещение турецких курортов). Вышеуказанное сильно ударит по интересам и образу жизни российских граждан, но вряд ли им придется привыкать к новым ощущениям, поскольку всевозможные ограничения давно и прочно вошли в привычку.