Чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, ныне внимательно следящий за политическими событиями в мире, способен с присущими ему аналитическими способностями улавливать взаимосвязи в происходящих событиях и предугадывать некоторые из них до фактического происшествия. О тактических устремлениях российского президента Путина, его связях с «Исламским государством» и возможных новых конфликтных точках Каспаров рассказал в интервью «Обозревателю», передает издание «Биржевой лидер».
Говоря о нынешней ситуации для президента Путина, Каспаров подчеркивает, что его устремления сейчас направлены на политическое выживание, что в его случае эквивалентно физическому выживанию. Для этого диктатору нужна конфликтная среда. Экономическая ситуация в России ныне далека от благоприятной, и улучшения не ожидается. Цены на нефть замерли около 40 - 45 долларов и незначительное повышение принципиально не может решить ничего. То есть внешние конфликты – единственный способ для Путина поддержать собственный имидж крутого лидера. Но он всегда просчитывает цену конфликтов и поэтому, как полагает Каспаров, остановился в Украине, посчитав, что дальше его попытки продвинуться приведут к росту числа жертв в российской армии, а это для него неприемлемо. По той же причине остановлены провокации против стран Балтии, так как стало очевидно - НАТО будет защищать границу. Пока ситуация для Путина не столь критическая, чтобы идти на военный конфликт с Альянсом, но если цена нефти будет 20 долларов, то Каспаров уверен, что Путин может пойти на кардинальный шаг.
Ситуация в Сирии дала для Путина шанс на выигрыш, позволяла отвлечь внимание от Украины и рассчитывать, что обещание борьбы против ИГ повлияет на общественное мнение Запада. Расчет стал оправданным. У российских лоббистов на Западе появился козырь, он виртуальный, но на сегодня реальные политические решения, к сожалению, принимаются зачастую, глядя на виртуальные картинки. А на Западе есть большое количество тех, кто желает воспользоваться поводом для сворачивания конфронтации с Путиным. Также важно, что Путин хотел подтвердить имидж крутого парня, который «своих не бросает». В данном случае фигура Асада не важна. Для Путина важно, что четыре года назад ему сказал Обама: «Асад должен уйти», а он ему ответил: «Асад останется». И так, как это до сих пор так, то для Путина это важный внешнеполитический козырь, поскольку многие в мире считают: «Обама – проигрывает, а Путин – крутой», поэтому отношения с Россией следует поддерживать.
В сирийской авантюре Путина уже есть дополнительный бонус – в виде усиления взаимодействия России с Ираном. После серьезной внешнеполитической победы по ядерной программе, Ирану гарантировался статус региональной сверхдержавы. Путин, полагаясь на Иран и шиитов, сможет добиться в регионе гораздо больших успехов. Очень важным фактором Каспаров также считает, что сирийская катастрофа порождает большое число беженцев, и это поддерживает веру Путина в продолжение сирийской войны. Потоки беженцев текут в Европу, создавая там огромное напряжение и провоцируя политический кризис в странах ЕС. Пока ЕС сохраняет единство позиции и Кремлю не удается внести раскол в европейское сообщество, заставить Германию отойти от санкций. Однако Евросоюз явно расколот, не может выработать единую позицию по Украине и взаимоотношениям с Россией. У ЕС сейчас много своих проблем, и он не может уделять внимание событиям в восточной Европе. Поэтому через Сирию Путин продолжит давить на «болевые точки».
Путин не работает с долгой стратегией, он влез в Сирию, когда беженцы уже массово исходили в Европу. Однако российский президент очень быстро реагирует. Он увидел перспективу и пошел в Сирию, когда понял, что конфликт там создает для него выгодные комбинации. Тогда, когда он решил прекратить воевать в Украине встал вопрос – что делать? Возможностей было немного. Можно было аннексировать Беларусь, но это никак не изменило бы цены на нефть, не обеспечило бы надолго рейтинги, к тому же Беларусь тоже пришлось бы кормить. Северный Казахстан соблазнителен для Путина, но там возникнут перспективы столкновения с интересами Китая. Грузия и Азербайджан - тоже не те варианты. Ему требовалась точка переплетения его внешнеполитических интересов, нефти и газа.
В своих расчетах он абсолютно не принимает во внимание экономическую целесообразность или стратегические интересы государства, главенствует алгоритм выживания. Диктатору для того, чтобы сохранять власть, необходимо демонстрировать незаменимость. Сравнивая с шахматами, Каспаров проводит аналогию поведения диктатора с тактиком, по определению у него не может быть стратегии на долгий срок, потому что преимущество заключается в способности молниеносно реагировать на перемены в ситуации. Поэтому в Сирии для него желаемой целью остается получение карт-бланша от Запада на проведение наземной операции, после которой регион перейдет под фактический его и иранцев контроль.
Каспаров также указывает на явную связь, которая прослеживается по линии Асад – ИГИЛ – нефть при посредничестве России. Согласно сообщению Минфина США раскрыта сеть торговли нефтью, в которой посредником выступает российский банк, где среди акционеров фигурирует Илюмжинов. В том, что президент FIDE не является обычной фигурой, Каспаров не сомневался никогда. Двадцатилетие главенства в шахматной федерации является прекрасной «крышей» для настоящей деятельности под контролем российских спецслужб.