Российские законодатели могут в ближайшее время предоставить руководству страны возможность самостоятельно определить целесообразность выполнения решения ЕСПЧ. Против России в этом суде есть немало исков, некоторые из них довольно громкие. Об этом этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Deutsche Welle».
Сейчас Москва готовится избавить себя от необходимости беспрекословно выполнять вердикты Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). 1 декабря российским законодателями в первом чтении одобрен законопроект, который предоставляет Конституционному суду России принимать решения о выполнении вердиктов ЕСПЧ, связанных с государством. Вполне можно предположить, что законопроект будет принят, а Конституционный суд далеко не во всех случаях решит исполнять вердикты.
За несколько последних лет ЕСПЧ вынес несколько обвинительных приговоров России. В рамках общения с журналистами судебные процессы прокомментировал Павел Чиков, член Общественной палаты Российской Федерации. Оказалось, что во многих случаях выполнение вердикта было не слишком выгодным для российского руководства.
Смерть мирных жителей в Чечне. Нескольким гражданам Чечни удалось установить виновность российских властей в гибели мирных людей во время проведения контртеррористической операции, главной целью которой являлось сохранение республики в составе России. Первое постановление по подобным делам ЕСПЧ вынесено еще в 2005 году. Резонансным в свое время было дело «Эсмухамбетов и другие против России».
В судебном иске, где истцами выступали 27 человек, речь шла о бомбардировках села Коги на территории юго-восточного региона Чечни, недалеко от границы с Дагестаном. На гражданские дома сброшено 70 бомб, которые разрушили около 30 домов, погибли мирные люди, среди которых родственники Маутали Эсмухамбетова. В марте 2011 года ЕСПЧ единогласно признал Россию виновником разрушения и смертей мирного населения и обязал выплатить 1,5 миллиона евро компенсации. Общее количество «чеченских дел» превышает 200 эпизодов.
Пытки в милиции. Дело «Михеев против России» было первым громким судебным процессом, который привлек внимание общественности к проблеме пыток. В 1998 году 22-летний сотрудник ДПС Алексей Михеев стал подозреваемым в деле о похищении и убийстве девушки. С помощью избиений и пыток электрическим током в одном из райотделов нижегородской милиции из молодого человека выбили признательные показания, он сознался в этом и ряде других преступлений.
Вскоре Михеев давления не выдержал, прямо в наручниках он выбросился из окна 3-го этажа, сломав позвоночник. Через некоторое время стало известно, что девушка, в убийстве который сознался Михеев, на самом деле жива. Только через 7 лет рассмотрение дела в ЕСПЧ истцу удалось доказать свою правоту, в 2006 году суд обязал Москву выплатить пострадавшему сумму в 250 тысяч евро.
Ходорковский и ЮКОС. В истории ЕСПЧ и современной России это дело является одним из самых громких. В 2003 году суд признал факт нарушения международной конвенции о правах человека, присудил выплату 10 тысяч евро моральной компенсации, но политзаключенным нынешнего оппозиционера не признал в виду отсутствия доказательств.
Более значимым является решение суда по иску акционеров компании ЮКОС. Согласно вердикту, Москве следует выплатить 1,86 миллиарда евро компенсации бывшим акционерам. Павел Чиков полагает, что указанные решение «резко изменило отношение России к международным судам». В результате в российском руководстве сформировалась концепция непринятия решений международных судов и тенденция к отказу от приоритета международного права.
Условия содержание задержанных в СИЗО. Одним из первых резонансных решений ЕСПЧ по искам против России является дело банкира Валерия Калашникова, который жаловался на условия содержания в следственном изоляторе. После рассмотрения обстоятельств дела в 2002 году суд пришел к выводу о том, что условия содержания банкира можно назвать только нечеловеческими.
В частности, банкир сетовал на тесноту в тюремной камере. В помещении, рассчитанном на 8 человек, содержался 21 заключенный. На решение суда представители российской власти отреагировали позитивно, на протяжении некоторого времени даже еще считалось, что решение суда стало причиной улучшения условий содержания заключенных. Через 10 лет оказалось, что улучшение отсутствуют, что подтверждено делом «Ананьев и другие против России». Коллективная жалоба также была связана с проблемой отсутствия надлежащих условий содержания заключенных в следственном изоляторе. В конечном итоге ЕСПЧ признал наличие в России «системной проблемы с условиями содержания в СИЗО».
Штурм центра на Дубровке и школы в Беслане. По двум эпизодам против России поданы иски в ЕСПЧ. В 2012 году судьи решили, что штурм театрального центра на Дубровке в 2002 году, как и применение газа, является обоснованным, но в планировании операции допущена ошибка. Решения по делу «Тагаева против России» (коллективная жалоба, истцами выступают 447 российских граждан) общественность еще ожидает. Пострадавшие от захвата заложников в школе Беслана критикуют действия Москвы на этапе предотвращения теракта, планирования операции, обвиняют силовиков в неизбирательном применении оружия в процессе ее реализации. Вынесение вердикта ожидается летом следующего года.