Перед концерном Российской Федерацией «Газпром» стал тяжелый выбор. Компания желает отказаться от транспортировки газа через украинскую территорию, так как Киев способен поднять стоимость транзита в два раза. Со слов руководителя компании Алексея Миллера, «невыгодный» транзит получится исключить за счет «Турецкого потока» и «Северного потока-2», однако два проекта попали под угрозу срыва.
Москва желает отказаться от транзитных услуг Украинского государства уже на протяжении нескольких лет. Еще в 2007 году была запланирована стройка века – газопровод «Южный поток» стоимостью приблизительно в 24 миллиарда евро. Трубу мощностью 63 миллиарда кубических метров топлива в год было запланировано проложить из Анапского района до берега Болгарии по дну Черного моря. Газопровод собирались проложить по территории Болгарии, Сербии, Словении, Венгрии, Италии, Австрии. Также было в планах сделать ответвление на Хорватию.
В 2011 году стали появляться первые комментарии европейских чиновников о том, что Российской Федерации лучше инвестировать средства в модернизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины и отказаться от «Южного потока». Тогда же в Кремле впервые стали угрожать свернуть проект.
В первые шесть месяцев прошлого года на фоне санкций за аннексию Крымского полуострова правительство Европейского Союза приостановили переговоры по «Южному потоку». Летом прошлого года Болгария два раза приостанавливала работы по проекту.
В конце концов 1 декабря прошлого года глава Российской Федерации Владимир Путин говорил, что Россия может отказаться от возведения газопровода по причине позиции Европейской комиссии. Президент страны также рассказал, что вместо «Южного потока» Российская Федерация будет строить «Турецкий поток».
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что планы возведения данного газопровода так и остались только на бумаге. «Это не проект, это одно заявление главы Путина, сделанное 1 декабря прошедшего года. Это являлось полным сюрпризом для компании «Газпром», для всех обозревателей и для Турции. С того времени действительных переговоров по данному проекту не было. У Турции отсутствует всякое представление о ее роли в данном проекте, они уже несколько раз подавали запрос к Российской Федерации о информации по данному вопросу и не получили конкретного ответа», – рассказал Крутихин.
Как передает Би-би-си, для нового проекта принято решение применит инфраструктуру, которая возводилась для «Южного потока» – данным образом была создана иллюзия, что отказ от газопровода Российской Федерации ничего не стоил. Средства массовой информации оценивали, что урон компании «Газпром» только на трубах, которые оказались не востребованы, мог составить 18 миллиардов рулей (приблизительно 268 миллионов американских долларов).
Скорый провал.
Для реализации нового проекта не требуется получать разрешение Европейской комиссии, достаточно договориться с Турцией. Трубопровод мощностью 63 миллиарда кубических метров топлива в год планировалось дотянуть до турецко-греческой границы и устроить там газовый хаб, из которого, как предполагала компания «Газпром», потребители смогут забирать топливо. Стоимость проекта была оценена в 11,4 миллиарда евро. Концерн планировал произвести поставки уже в декабре следующего года.
Возведение «Турецкого потока» не задалось с самого начала. Открыть работы никак не получалось по причине отсутствия межправительственных соглашений с Турцией. Летом поступила информация, что вместо четырех веток будут возводить две: мощность трубопровода, соответственно, понизится в два раза – до 31,5 миллиарда кубических метров. Отсрочку поясняли тем, что в Российской Федерации сначала ожидали итогов июньских выборов парламента в Турции. После голосования должно быть создано правительство, с которым и требуется договариваться, как пояснили в Кремле. В итоге выборов правящая партия утратила большинство в парламенте. Создать коалицию не получилось, и на ноябрь были запланированы новые выборы.
Михаил Крутихин полагает, что обстановка с выборами на то время никакого значения для проекта не имела. «На уровне самой компании «Газпрома» уже прошло полное завершение всех работ: перестали возводить на территории Российской Федерации газопроводы, ведущие к Черному морю, отказались от аренды судов, которые были способны укладывать трубы в море, остановили тендеры на контракты по данному проекту. Это значит, что проект не существует. Все ссылки на то, что его реализация задерживается по причине отсутствия политической определенности в Турции, по причине отсутствия какого-то, непонятно зачем нужного, межправительственного соглашения, – это все отговорки. Просто проекта нет», – заключил специалист.