Черногория, небольшая страна на Балканском полуострове, несмотря на все желание Российской Федерации, все-таки сделала свой выбор в пользу Североатлантического альянса и Европейского Союза. Более детально о том, почему Черногория выбрала НАТО и ЕС, а не Россию, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Как отмечает издание Foreign Policy, Российская Федерация в последнее время пытается самоутвердиться в роли агрессивного и набирающего силу геополитического игрока, который дестабилизирует ситуацию на территории других стран, отбирает у них территорию, регулярно нарушает нормы соглашений о контроле вооружений, осуществляет провокации против стран из западного мира, пользуясь при этом их нерешительностью для того, чтобы позиционировать себя как решающую силу в Ближневосточном регионе, а также постоянно твердит о своем неограниченном праве защищать интересы русскоязычных граждан вне зависимости от того, в какой стране они живут.
В столь тревожной обстановке 28 стран-членов Североатлантического альянса приняли решение предложить присоединиться к данному военно-политическому союзу, действующему по принципу взаимной обороны, Черногории – небольшой балканской стране, переживающей в настоящее время процесс демократизации. Армия этого государства усилит 3,5-миллионную армию Альянса только лишь на 2 тысячи человек. Флот Черногории насчитывает пять десантных и пять патрульных катеров.
Россия, естественно, не задрожит от страха, однако предложение, которое было сделано НАТО Черногории, является недвусмысленным ответом Москве, а также доказывает: вечно колеблющийся и спорящий, дезорганизованный и упаднический Запад способен еще защитить свои ценности и свою безопасность. Данный шаг наглядно демонстрирует ту важную роль, которую в налаживании сотрудничества играют международные институты.
Позиция противников расширения Альянса имеет три недостатка.
Найдутся серьезные и знающие люди, которые выступят против расширения Североатлантического альянса. Как отмечает автор статьи, в свое время она тоже имела аналогичные взгляды. Однако в данном подходе есть сразу три недостатка. Во-первых, для стран, которые хотят присоединиться к военно-политическому союзу, а благодаря стабилизирующей внешней политике и успешно проведенным внутренним реформам заслуживают приглашения в Альянс, такая политика будет наказанием – ведь они не виноваты в том, что РФ чувствует себя в связи с расширением НАТО незащищенной.
ПДЧ, разрабатываемый Североатлантическим альянсом для тех стран, которые хотят присоединиться к союзу, требует преданности демократическим ценностям, а также прозрачности в работе правительств. Но было бы несправедливо наказывать за то, что одни страны не соответствуют данным критериям, другие страны, стремящиеся ко вступлению в НАТО.
Вторым недостатком такого рода подхода является ослабление воздействия на те государства, которые находятся на переходном этапе, проводящие реформы в своем обществе и вносящие в свою внешнюю политику изменения, выгодные и им самим, и Альянсу. Одним из козырей НАТО и Европейского Союза, который используется в процессе формирования европейского пространства, является притягательная сила Запада.
Безопасность усиливается тогда, когда в своей экономике и политике страны становятся либеральными, а стремление этих стран получить защиту у Североатлантического альянса становится очень важным фактором, позволяющим укрепиться в этих странах реформаторским силам. Это называется "мягкой силой" – когда для продвижения позитивных изменений используются рычаги воздействия и привлекательность западных норм.
Третий недостаток такого подхода заключается в том, что он является своего рода "наградой" Российской Федерации за то, что она дестабилизирует ситуацию в соседних с нею странах. Сотрудничество Североатлантического альянса и Москвы оказалось невозможным не из-за НАТО, а из-за России, настороженность западных стран сегодня использует Владимир Путин.
В настоящее время страны, которые входят в Альянс, не сильно горят желанием доказывать, что для будущих членов двери военно-политического союза продолжают оставаться открытыми. Заявка, поданная в свое время Грузией, была отложена в сторону из-за российской агрессии против этой страны, несмотря на все усилия, предпринимавшиеся Администрацией тогдашнего президента США Джорджа Буша.
Агрессивные действия РФ по отношению к соседней Украине продемонстрировали готовность Москвы к вторжению на территорию других стран и к разжиганию там насилия, поддерживая при этом коррумпированные местные режимы, очень похожие на путинский.
Сейчас российский истеблишмент сам у себя должен спросить, почему у Черногории столь большое желание присоединиться к Альянсу, который еще не так давно – в 1992 году – воевал с ней. Россия уже давно пытается подать ту войну как агрессию со стороны НАТО, однако все страны, с которыми воевал Альянс, понимают: на самом деле все не так. Черногория приняла решение взять курс в сторону ценностей западного мира, западной практики госуправления, и заключить оборонительный союз именно со странами Запада, несмотря на все негодование по этому поводу Москвы, уже пообещавшей "ответные меры".