Зачем НАТО принимает нового члена, сама армия которого насчитывает только 2 тысячи военнослужащих, а вот численность населения слегка больше численности населения Люксембурга, и все производство которого довольно слабо развито? Одно из главных объяснений приглашения Черногории в нынешний состав НАТО в том, что альянс желает продемонстрировать Путину, что Россия не может его запугать каким-то бряцанием оружием, и что он продолжит и дальше расширяться. И принятие именно Черногории в ряды НАТО — хороший способ донести до Москвы это послание, так как это балканское государство имеет весьма тесные связи с РФ.
Между тем, как пишет Bloomberg, очевидно, Россия уже смирилась со вступлением самой Черногории в НАТО. Именно с ее точки зрения, было бы более серьезной провокацией, если бы данный альянс пригласил Грузию или ускорил рассмотрение заявки со стороны Украины.
НАТО расширяется — в России зевают.
Черногория сильно привязана к России. Между данными странами давно действует безвизовый режим и специальное соглашение о ведении свободной торговли. Россия - главный источник иностранного капитала для государства. Кроме того, существенная часть голландских и швейцарских инвестиций также, вероятно, имеет некие российские корни: эти страны - излюбленные налоговые гавани для российских бизнесменов.
Большинство этих инвестиций уходит в сферу недвижимости, от строительства больших отельных комплексов, постоянно финансируемых разными московскими компаниями, до масштабного строительства жилья. По данным журнала Economist, до 40% недвижимости на территории Черногории принадлежит исключительно россиянам. Языки, на которых разговаривают местные — черногорский и сербский — сильно похожи на русский, а представители местного Агентства по содействию инвестициям отличное владение современного местного населения русским языком называют одним из преимуществ данной страны.
Ранее считалось, что, если вы симпатизирует русским, то должны недолюбливать американских граждан — и черногорцы их недолюбливали действительно. В 2013 году лишь 38% местных жителей лично поддерживали вступление в НАТО. Много кто из них — сербы, которые хорошо помнят, какую именно роль сыграло НАТО в балканских войнах в 1990-е годы. Премьер М. Джуканович, управляющий Черногорией с 1991 года, являлся верным союзником бывшего сербского президента С. Милошевича в начале 90-х годов. Но все резко изменилось, когда ухудшилась ситуация в Сербии.
Для самого Джукановича членство в НАТО — это главным образом шаг по направлению к вступлению в ЕС, которого среди ныне независимых республик, до этого входивших в состав Югославии, добились лишь Словения и Хорватия. Еще в 2009 году Черногория от НАТО получила план действий по своей подготовке к вступлению в данный альянс. Но этот процесс затянуться мог на неопределенное время.
В 2014 году Россия атаковала Украину и аннексировала весь Крым, и отношение черногорцев к НАТО немного смягчилось. Опрос, который провели в ноябре, показал, что сейчас 56% черногорцев лично поддерживают вступление их родной страны в НАТО. Для Джукановича, который столкнулся в последнее время с ростом влияния сил оппозиции, такая яркая смена настроений стала настоящим благословением. Его правительство сразу присоединилось к санкциям ЕС против РФ и ускорило процесс по подготовке к вступлению в НАТО. В наши дни Джуканович обвиняет оппозиционеров, которые организовали бурные протесты в октябре, в том, что они получают деньги от Москвы, но его соперники это все отрицают.
Россия, вероятно, не стала прилагать много своих усилий к тому, чтобы Джукановича сместить. Это, возможно, было нужно сделать немного ранее в этом году, когда Москва еще надеялась выстроить подводный газопровод на территорию Балкан, чтобы обогнуть Украину. В то время Кремль обвинял США в разжигании массовых антиправительственных протестов во всей Македонии, которая поддержала этот газовый проект. Но проект встретил сильное сопротивление со стороны ЕС, и его свернули. Теперь РФ уже не сможет воспрепятствовать вступлению именно Черногории в НАТО. У РФ нет там никаких стратегически важных интересов, а НАТО - стабилизирующий фактор в регионе, где никто, включая Россию, не хочет дестабилизации.
В 2014-м году Россия выражала недовольство в связи с определенной перспективой вступления Черногории в ряды НАТО. Глава МИД РФ сказал, что это будет настоящей «провокацией». Теперь, когда это фактически уже случилось, реакция Москвы оказалась сдержанной. На вопрос, станет ли Кремль предпринимать какие-то меры, пресс-секретарь Путина ответил: «Пока не ожидается ничего конкретного, сейчас приоритеты другие».
Черногория — невероятно маленькая периферийная страна, которая Путина не может отвлечь от более серьезных проблем в иных регионах. Что до тех россиян, которые здесь живут, то они, возможно, почувствуют некое облегчение, оказавшись под полной защитой НАТО. М. Гельман, некогда хорошо известный московский галерист, сейчас работающий над одним художественным проектом в городе Будве, обрадовался такому приглашению Черногории в НАТО. «Здесь русские не будут ассоциироваться с зелеными человечками», — отметил он, как сообщают специалисты издания «Биржевой лидер».