В Госдепартаменте США заявили, что объемы нефти, поступающей в Турцию с территории Сирии, контролируемой "Исламским государством", являются незначительными. Более детально заявление американского внешнеполитического ведомства относительно нефти, поставляемой в Турцию с подконтрольных ИГИЛ сирийских территорий, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Информагентство AFP приводит слова Амоса Хохштейна, занимающего в Государственном департаменте США должность спецпосланника по энергетическим вопросам, заявившего, что объемы нефти, попадающей контрабандным путем в Турцию с территории Сирии, контролируемой "Исламским государством", являются незначительными. Он также отметил, что большая часть сырья, добываемого на подконтрольной ИГИЛ территории, продается террористической организацией на "черном рынке" Сирии и Ирака.
Объем контрабандных поставок из Сирии в Турцию является очень незначительным, и со временем, как отметил Хохштейн, он уменьшился. Контрабандные поставки незначительны как по объему сырья, так и по размеру выручки. По словам спецпредставителя американского внешнеполитического ведомства, автоцистерны с нефтью, перевозящие небольшие объемы сырья, действительно могут пересекать границу, однако не в таком количестве, чтобы это могло представлять какой-то интерес. "В этой связи, - подчеркнул он, - в данном случае речь не идет о каких-то масштабных объемах контрабандной нефти, поставляемой ИГИЛ в Турцию". Соединенные Штаты Америки считают, что основные объемы добываемой на контролируемой ИГИЛ территории нефти реализуются непосредственно в Сирии и в Ираке.
Россия обвинила Анкару в закупках нефти у террористов.
Напомним, что ранее президент РФ Владимир Путин обвинил Анкару в сотрудничестве с ИГИЛ. В ходе пресс-конференции, состоявшейся 30 ноября в рамках климатического саммита ООН, он связал атаку на российский бомбардировщик, сбитый турецкими ВВС, с желанием Турции обеспечить боевикам "Исламского государства" безопасные пути доставки нефти.
По словам главы государства, Россией были получены дополнительные данные, которые подтверждают - добываемая на территории, контролируемой ИГИЛ, нефть поступает в Турцию, причем в промышленных масштабах. В этой связи, как подчеркнул он, у Российской Федерации есть все основания полагать: решение сбить Су-24 ВКС РФ было продиктовано желанием турецкой стороны обеспечить безопасные пути доставки данного сырья к портам, в которых оно затем перегружается в танкеры. По мнению Путина, аргумент о защите туркманов, приведенный Анкарой, на самом деле является просто предлогом.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, на прошлой неделе также обвинил турецкие власти в сотрудничестве с ИГИЛ – в частности, он сообщил о заинтересованности в нефтяном бизнесе с "Исламским государством" семьи президента Турции Реджепа Эрдогана. По словам Пескова, стоит обратить внимание на личность нового турецкого министра энергетики – это не кто иной, как зять президента страны. При этом пресс-секретарь президента РФ не сделал по этому поводу никаких выводов, подчеркнув – он просто констатировал факт.
Ранее с аналогичной версий выступил глава сирийского Мининформации Омран аз-Зоуби – он также предположил, что сбитый российский самолет – это ответный шаг Турции: турецкие власти именно таким образом ответили на уничтожение сотен грузовых автомобилей с нефтью, добываемой исламистами. При этом сирийский министр подчеркнул, что добываемое ИГИЛ сырье поставлялось компании, принадлежащей сыну президента Турции.
Возвращаясь к заявлению Путина, сделанному в ходе пресс-конференции 30 ноября, стоит также отметить, что российский лидер назвал "большой ошибкой" решение турецкой стороны сбить самолет ВКС РФ. Он напомнил, что ранее Турция объясняла: данное решение принималось не главой государства, а другими лицами. "Однако для России, - отметил Путин, - данное обстоятельство не имеет большого значения". Глава государства напомнил о гибели двух человек – пилота сбитого бомбардировщика и одного из участников спасательной операции. "Их смерть, - отметил президент, - стала результатом преступной акции, и для чего это было сделано турецкой стороной – спрашивать нужно у нее самой".
Одновременно с этим Владимир Путин выразил сожаление по поводу ухудшения отношений с Анкарой. Он напомнил, что очень много сделал для Турции, а уже давно возникшие проблемы Россия, по словам президента, пыталась решить в процессе диалога с турецкими партнерами. "Москва, - подчеркнул он, - уже давно обращалась к Анкаре с просьбой обратить внимание на появление на территории Турции боевиков, воевавших против России с оружием в руках в отдельных регионах РФ, в частности, на Северном Кавказе, и просила, чтобы турецкие власти прекратили подобную практику".
В свою очередь Реджеп Эрдоган, заочно отвечая на обвинения в покупке нефти у террористов ИГИЛ, выдвинутые Владимиром Путиным, заявил, что ни у кого нет права на то, чтобы обвинять Турцию в закупках сырья у террористов. При этом турецкий лидер подчеркнул – он не настолько беспринципный, чтобы закупать у террористической организации нефть. Эрдоган подчеркнул – если информация, озвученная российской стороной, будет доказана, то он готов уйти с занимаемой должности.