Российская Федерация официально вмешалась в военный конфликт на сирийской территории более месяца назад. С того времени страна успела заслужить репутацию стороны, проводившей огромное количество военных вылетов, наносящей не слишком точные авиационные удары и преследующей всех, кроме террористов бандгруппировки «Исламское государство».
Сирийским и российским вооруженным силам удалось достичь некоторого прогресса в своих наступлениях на позиции повстанцев, но их продвижение идет очень медленными темпами. Об этом пишет Роберт Фарли, старший преподаватель Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли университета Кентукки на страницах «The National Interest» (США).
Сложно избавиться от ощущения, подчеркивает автор, что Россия и режим нынешнего сирийского президента Башара Асада попросту стоят на месте, предпринимая попытки сохранить то, что они имеют, вместо того чтобы предпринять полномасштабное наступление против «Исламского государства». Пока РФ потеряла пассажирский самолет, который был уничтожен взрывом бомбы «ИГ» и бомбардировщик Су-24, который сбили турецкие военнослужащие. Сирийская правительственная армия потеряла много наземных военных машин в своих столкновениях с хорошо вооруженными и неплохо подготовленными повстанческими группировками.
Создается впечатление, отмечает Фарли, что Российская Федерация хочет нарастить интенсивность своих боевых действий на территории Сирии. Автор приводит пять средств, которые, по его мнению, необходимо задействовать в этой борьбе РФ, чтобы переломить ситуацию и победить в войне.
1. Су-25.
Как отмечает Фарли, несмотря на то, что сбитый возле турецкой границы бомбардировщик продемонстрировал уязвимость самолетов-штурмовиков без сопровождения перед современными истребителями, Российская Федерация все еще должна помочь сирийской арабской армии (САА) добиться на местах успеха. И лучшим способом сделать это, по мнению автора, - использовать тяжелый, мощный бомбардировщик, к примеру, как Су-25, который способен быстро и значительно переломить ситуацию. Су-25 считается советским эквивалентом А-10. Он способен переносить большое количество боеприпасов, однако при этом он может пострадать от небольших орудий.
Располагая некоторой информацией о том, что РФ планирует существенно нарастить интенсивность своей кампании на сирийской территории, можно уверенно говорить, что скоро в небе над территориями, удерживаемыми повстанцами, появятся дополнительные военные самолеты. И эти самолеты окажут значительное влияние на эффективность наземных операций САА.
2. ЗРК С-400.
На этой неделе российская сторона сообщила об успешном развертывании ЗРК С-400 на территории Сирии. О технических возможностях указанного комплекса написано уже очень много, но в политическом смысле этот комплекс является для режима сирийского президента гарантией того, что Запад не сможет создать бесполетную зону, а также начать антиасадовскую воздушную кампанию, отмечает автор. Это означает, что сирийским повстанцам и «ИГ» придется сражаться с правительственными войсками (и РФ) самостоятельно, без прямой поддержки своих союзников.
Военно-воздушные силы Запада, возможно, способны уничтожить ЗРК С-400 и связанные с ними системы ПВО, хоть при этом могут понести некоторые потери. Но прямая атака против системы ПВО РФ предполагает более серьезную эскалацию, в чем ни одна сторона не заинтересована. На практике, отмечает Фарли, ЗРК С-400 дает РФ право вето на любые действия со стороны Запада против Башара Асада.
3. Дипломатия.
Самое основное оружие, которое РФ может использовать для спасения режиа Асада, - это дипломатический корпус, отмечает Фарли. Одним из наиболее ценных дипломатических активов Российской Федерации является ее право вето в Совбезе ООН. РФ может использовать его в качестве щита, который защищает от всяких масштабных действий Совбеза и от повторения сценария с НАТО на территории Ливии.
4. Разведка, наблюдение, рекогносцировка.
При помощи российских средств РНР можно точно определить возможности разных повстанческих группировок, а также дать оценку их реакции на наступательные операции САА. В свою очередь это поможет РФ и правительственной сирийской армии разработать эффективную стратегию ликвидации повстанцев, отмечает автор.
Активы РФ в этой сфере включают не только дроны и самолеты-разведчики, а и установки для ведения электронной войны, способные анализировать коммуникации повстанцев. Разведка России способна анализировать эти данные.
5. Спецназ.
Сирийской армии и поддерживающим ее группировкам необходимо отвоевать территории у повстанцев, которые сейчас занимают большую часть государства. К сожалению, сирийская армия традиционно не способна осуществлять мобильные наступательные операции. РФ должна обеспечить правительственные войска руководящим звеном, при помощи которого можно будет одержать победу.
Пока РФ не решит перебросить на территорию Сирии более многочисленные сухопутные силы, ее ключевая роль будет заключаться в поддержке, руководстве и координации. Спецназ РФ должен обратиться к опыту западных сил в Ливии, Афганистане и иных горячих точках. Но при этом они должны попытаться избежать жертв среди мирных граждан, что подорвет поддержку российской общественности, а также авторитет на мировой арене, подчеркивает Роберт Фарли.
Автор: Екатерина Кравец