3-4 декабря в Сербии прошла встреча министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Но ее основным результатом стало совершенно не то, ради чего руководители Министерств иностранных дел 57 государств приехали в Белград.
С сегодняшнего дня кризис в организации дошел до того уровня, когда его стало нереально игнорировать и потребовалось признать. Кризис, о котором известно уже не первый год, и который большинство государств пытались «не замечать». Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
В настоящее время – после того как многочасовое заседание министров было затянуто до полуночи и все равно закончилось ничем, скрывать очевидное не имело смысла. «Мы трудимся в атмосфере недоверия», - подытожил заседание генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер.
Конечно же, участники встречи рассказывали также красивые и необходимые слова об актуальности дискуссии и об уникальных возможностях ОБСЕ. Но если отбросить дипломатические расшаркивания, становится понятно, что министерская встреча стала провальной. ОБСЕ превращается в «дискуссионный клуб». Кроме того, присутствуют основания рассчитывать, что в грядущем году Российская Федерация начнет целенаправленно трудиться на ее развал. И только дипломатический этикет не разрешает руководителям Министерств иностранных дел говорить о катастрофической обстановке. Хотя озвученные намеки более чем однозначные.
О кризисе в ОБСЕ в четверг рассказывал Павел Климкин. «По пути на последний день МК ОБСЕ: итоги туманны, как и погода», – в шутку сказал в пятницу заместитель руководителя Министерства иностранных дел Сергей Кислица.
Но важно, что это не только позиция Украины. Это действительность, доказанная фактами.
Уже на протяжении 12 лет на министерских встречах ОБСЕ не способно принять итоговую политическую декларацию – документ был в 2000, 2001, 2002 годах, но с того времени – ни разу. И в текущем году, вероятно, ситуация способна повторится. Имеются две причины кризиса организации. Первая – Российская Федерация. Вторая – принцип консенсуса. Точнее, без согласия Кремля ни единого решения ОБСЕ принять невозможно. В пятницу организация приняла три декларации – в отношении осуждения терроризма, оборота наркотических веществ, противодействия экстремизму и заявление по приднестровскому процессу «5+2».
«Но это мишура. Ни по одному из основных вопросов в политической среде согласия нет. Были предложены проекты деклараций и по мигрантам, и по рубежам, и так далее, но каждый раз делегация Российской Федерации блокировала проект, с которым были согласны все остальные», – рассказал средствам массовой информации в Белграде собеседник в дипломатическом корпусе. А потому появляется вопрос: для чего требуется огромная, громоздкая, дорогостоящая структура, если она попросту не работает?
Выход из кризиса или его углубление?
В Германии и Австрии (которые будут председательствовать в ОБСЕ соответственно в 2016 и 2017 годах) сохраняют оптимизм. Тяжеловесы Европы запланировали принципиально поменять геополитическую карту. Со слов источников, Австрия даже запланировала организовать саммит ОБСЕ. Однако пока действительность подтверждает, что даже европейские тяжеловесы – не всесильны.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в четверг подтвердил, что усилия безуспешны. О политической Белградский декларации не договорились.
«Мы не способны найти согласия в отношении прочтения принципов, с которыми все согласились, а также работы институтов, которые мы построили вместе. И следует добавить, что наши принципы нарушаются в неприемлемой форме. Точнее, раскол углубляется», – говорит он.
Когда Штайнмайер рассказывает о разногласиях в вопросах работы институтов, в самой действительности речь идет о Российской Федерации.
Руководитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров в Белграде в очередной раз заявил, что Российская Федерация не согласна с неподконтрольностью двух структур ОБСЕ: Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое самое известное своими миссиями по наблюдению за выборами, а также Офиса представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации (в настоящее время эти обязанности выполняет Дуня Миятович).
«Сегодня нет мандатов, утвержденных на межправительственном уровне, ни у БДИПЧ, ни у представителя по свободе средств массовой информации. И некие наши партнеры Запада категорически не соглашаются согласовывать принципы деятельности этих институтов, которые, как может показаться, обязаны представлять интересы всех членов ОБСЕ», – говорит он. Причем Российскую Федерацию не заботит тот факт, что эти органы априори обязаны быть независимыми от государств-членов, ведь часто обязаны критиковать их.
Данный конфликт в пятницу вечером получил продолжение – Миятович на публике обвинила Сергея Лаврова во лжи, привела опровержения его аргументов и рассказала о двойных стандартах со стороны официальной Москвы.
Но суть конфликта не в обмене обвинениями.