После проведенных в минувшие выходные парламентских выборов впервые за 16 лет оппозиционные силы получили в Венесуэле большинство. «Это означает, что в данной стране уже в ближайшее время может быть скорректирован политический курс, вследствие чего могут ослабеть связи страны с Россией», - передает издание «Биржевой лидер».
Победу в выборах одержала оппозиционная коалиция центристских партий «Блок демократического единства» (MUD), получившая 59 процентов от всего количества депутатских мандатов в Национальной ассамблее, или 99 мест. Вместе с тем значительно сдали позиции леворадикальные партии, на которых опирался предыдущий глава государства Уго Чавес и его преемник Николас Мадуро. Действующий президент признал поражение «Единой социалистической партии Венесуэлы». По его словам, на исход выборов в значительной степени оказали влияние экономические факторы, которые использовали политические силы внутри и за пределами страны с целью дестабилизации экономики.
Экономическая ситуация в Венесуэле действительно тяжелая, однако она сложилась во многом из-за политики властей в последние годы. Острый экономический кризис сопровождает местную экономику с 2013 года, но во многом он завязан на практически полную зависимость страны от доходов от продажи нефти за рубеж. По данным за 2014 г., 96 процентов экспортной выручки из 80,7 млрд. долларов приходилось именно на нефтяные деньги, а, как известно, в прошлом году началось стремительное падение нефтяных цен. В результате в этом году ВВП страны может сократиться на 7 процентов.
По данным Центробанка Венесуэлы, инфляция в прошлом году составила 68,5 процента, цифры за текущий год еще не известны, но уже звучали предположения, что инфляция составит 85 процентов. При этом государство занимается регулированием цен и всеми силами сдерживает курс боливара, так что реальные итоговые показатели будут гораздо печальней. По мнению МВФ, инфляция может составить 159 процентов, достигнув 200 процентов уже в следующем году, что станет рекордом в мире. При этом официальный курс венесуэльского боливара равен 6,35 за доллар, хотя на черном рынке доллар можно купить только по 900 боливаров, тогда как год назад это можно было сделать за 100.
Конечно же, такие показатели экономики не могли не сказаться на мнении граждан страны. С момента прихода к власти Мадуро в марте 2013 года рост недовольства происходит постоянно. Теперь уже более 80 процентов граждан выражает недовольство ростом цен, отсутствием перспектив на работе, дефицитом товаров, растущей преступностью. При этом 63 процента опрошенных в сентябре возлагает вину на правительство Мадуро и только 4 процента - на блок MUD. Около 12 процентов граждан винит в бедах идеологию «социализма XXI века», которая пропагандировалась во времена правления Чавеса и Мадуро.
На этом фоне политические перспективы оппозиционного блока MUD постоянно росли, его представитель Э. Каприлес набрал в апреле 2013 г. 49 процентов на президентских выборах как единый кандидат от оппозиционных сил и оказался на втором месте, что стало лучшим показателемза всю историю президентских выборов. Таким образом исход последних выборов можно считать ожидаемым.
Новые силы в парламенте могут сменить политическую повестку.
Аналитики теперь предсказывают, что новый парламент может изменить политику правительства страны, а рынки должны положительно отреагировать на результаты выборов, что может, в свою очередь, положительно сказаться на уровне доверия инвесторов к экономике. Что касается взаимоотношений с Россией, то Венесуэла является в Латинской Америке вторым партнером РФ после Бразилии по объему торгового оборота. В 2013 году товарооборот показал рост на 26 процентов - до 2,45 млрд. долларов, однако в прошлом году он сократился наполовину - до 1,15 млрд. долларов. Дело в том, что в основе российского экспорта более 70 процентов составляла нефть и нефтепродукты, и примерно такую же долю в импорте из Венесуэлы составляла химическая продукция.
Немаловажно, что торговые отношения между Россией с Венесуэлой на данном этапе сведены к сотрудничеству в нефтяной и оборонной сферах. Частные деловые проекты были свернуты с 2006 года в пользу торговли через государственные, как правило, нефтяные компании. Практически на данный момент российскую сторону представляет только «Роснефть», но и ее возможности в существующих реалиях ограничены. Глава «Роснефти» И. Сечин в мае посетил Каракас и заключил контракты по разработке месторождений в долине Ориноко, где, как считается, потенциально самые крупные в мире запасы нефти. Говорилось об объеме инвестиций в 14 млрд. долларов и перспективном увеличении производства венесуэльской нефти в два раза. Сотрудничество в области вооружения свелось к массовым закупкам российского оружия. В прошлом году по объему закупаемого вооружения в России Венесуэла имела долю в 6 процентов от общего числа продаж и первое место среди латиноамериканских стран. Как результат, ее вооруженные силы (кроме транспортной авиации и флота) практически полностью используют российскую технику и вооружение.
Теперь же, при новой ситуации, в парламенте Венесуэлы может произойти ущемление российских интересов в этой стране. Имея простое большинство, MUD может корректировать госбюджет и инициировать парламентские расследования в отношении чиновников, а также амнистировать политзаключенных. Если у сил оппозиции окажется 101 мандат, то она сможет вынести вотум недоверия вице-президенту и министрам, а в случае объединения усилий 112 парламентариев (двух третей) появится возможность внесения изменений в Конституцию. Это значит, что может произойти разворот страны в сторону сближения с США.