На протяжении последних полутора лет количество иностранцев, присоединившихся к вооруженным формированиям запрещенного в РФ «Исламского государства», удвоилось. К такому выводу пришли эксперты американской компании Soufan Group. Накануне компания обнародовала доклад «Иностранные боевики. Обновленные оценки притока иностранных боевиков в Сирию и Ирак».
По данным экспертов, сейчас в Ираке и Сирии под знаменами Абу Бакра аль-Багдади воюет порядка 27-31 тысяч иностранных граждан, прибывших из 86 государств мира. В прошлогоднем июне их численность американская компания оценивала в двенадцать тысяч человек. Cвои данные эксперты основывают на академических оценках, данных ООН, а также сообщениях из правительственных источников.
Если количество прибывших из государств Западной Европы за этот период увеличилось в два раза, то выходцев из РФ и государств Центральной Азии в рядах ИГ стало в три раза больше. Что касается «бойцов джихада» из государств Северной Америки, то их численность осталась примерно на том же уровне, что и 1,5 года назад.
Большая часть из воюющих на сирийской территории иностранцев (около 16 240 человек) являются гражданами ближневосточных государств или выходцами из стран Северной Африки. Крупнейшим поставщиком экстремистов оказался Тунис - там сражаются около шести тысяч выходцев из этого государства. На второй позиции Саудовская Аравия: в Ирак и Сирию отправилось порядка 2,5 тысячи подданных короля Салмана. Помимо этого, в Ираке и Сирии на стороне исламистов сражаются 2,1 тысячи турков и две тысячи иорданцев.
На 2-м месте среди добровольцев «Исламского государства» - выходцы из государств Западной Европы. Сейчас в рядах исламистов сражается около пяти тысяч западноевропейцев, из которых порядка 4 тысяч представляют всего четыре государства: Францию (согласно официальной информации, в регион отправилось 1,8 тысячи граждан), Бельгию (470), Германию (760) и Великобританию (760). Выходцы из указанных стран, примкнувшие к бандгруппировкам, происходят из замкнутых иммигрантских маргинализованных общин.
Россияне – на третьем месте.
Третьей по количеству группой зарубежных моджахедов аналитики Soufan Group называют уроженцев Российской Федерации и СНГ - их в регионе около 4,7 тысячи человек. Следует отметить, что российский президент в октябре 2015-го заявлял о 5–7 тысяч уроженцев бывшего Советского Союза.
Согласно подсчетам экспертов, в регион прибыло около 2,4 тысячи российских граждан. 1,5 года назад в Сирии сражались лишь 800 обладателей российских паспортов. Так, россияне стали 3-ми по численности после саудовцев и тунисцев. «Большинство боевиков с Северного Кавказа - из Дагестана и Чечни. Меньшее, однако все равно значительное число - выходцы из Грузии и Азербайджана», - описывают обстановку в Кавказском регионе аналитики. В ноябре месяце Рамзан Кадыров, лидер Чечни, уточнял эту цифру: «Нам известно, что из наших уехали 484, больше 200 там же уничтожено».
Какое влияние на количество россиян, желающих присоединиться к ИГ, окажет участие РФ в военной операции против исламистов, говорить еще рано, уверены аналитики. Российская авиация нанесла первые удары по противникам Асада 30 сентября. Однако спустя год после начала вмешательства Соединенных Штатов в конфликт численность желающих воевать за «Исламское государство» американских граждан остается «относительно одинаковой».
При этом аналитики отмечают качественное изменение в наборе волонтеров для армии аль-Багдади. Если в 2014-м большинство желающих побороться за дело ИГ отправлялись в Сирию, не предупреждая никого из родных, то теперь друзья и родные зачастую знают о планах будущих моджахедов. «Весте с тем тезис, что к идее присоединиться к джихаду часто толкают «поиск чувства предназначения, дружба и авантюризм», остается справедливым», - отмечают авторы доклада. «Такой психологический аспект почти не учитывается в процессе разработки инструментария борьбы с терроризмом», - убеждены эксперты Soufan Group.
«Порядка 20-30 процентов воевавших на стороне боевиков граждан Европы спустя какое-то время возвращаются домой», - подсчитали аналитики. Они отмечают, что это создает «большой вызов безопасности, поэтому правоохранительные структуры обязаны произвести оценку угроз, исходящую от возвращающихся боевиков». «Насколько возможно установить из их заявлений, большинство рекрутов ИГ продолжают приезжать в Сирию с намерениями действовать там, а не для того, чтобы стать террористами в государстве своего происхождения», - отмечают эксперты. «Однако тератаки 13 ноября во Франции дают основания пересмотреть эту оценку», - подчеркивают аналитики.
В общей сложности, согласно оценкам копании Soufan Group, около 1000 граждан государств Западной Европы, сражающихся в Сирии, вернулись домой - в Германию, Францию, Бельгию, Великобританию. На данный момент в Ираке и Сирии остаются порядка 120 присоединившихся к бандгруппировкам американцев. Около четырех десятков граждан Америки, воевавших в регионе, тоже перебрались домой.
Однако террористам, которые убили на прошлой неделе четырнадцать человек в Сан-Бернардино (США), не понадобилось проходить обучения в лагерях ИГ. Ими оказались родившаяся в Пакистане Ташфин Малик (имела вид на жительство в Америке как супруга гражданина Америки) и ее муж из штата Иллинойс Саид Ризван Фарук.
Автор: Екатерина Кравец