На саммите, который состоялся в Лондоне, обсуждался не только потенциал Украинского государства, но и война и ее влияние на настроения инвесторов. При этом дискуссии о бизнес-климате обернулись вопросами бизнесменов по поводу того, какие именно налоги необходимо будет платить в Украине в следующем году, если до сих пор нет уверенности ни с налоговой реформой, ни с проектом бюджета.
Эксперты разошлись в оценках.
Бизнес-омбудсмен А. Шемета назвал Украину государством, «где форма зачастую важнее содержания». С одной стороны, говорит он, в Украине существуют открытые для общественности электронные реестры. Таким образом, бизнес можно зарегистрировать в электронной форме всего за один день. В электронном режиме можно платить и налоги, при этом «количество лицензий и разрешений было сокращено наполовину менее чем за год».
«Однако с другой стороны, НДС может не возвращаться годами, внеплановые налоговые проверки могут повторяться несколько месяцев подряд без каких-либо пояснений причины, таможенная стоимость товаров завышена, причем искусственно, а таможенные процедуры могут быть продлены, при этом применение уголовного законодательства против бизнеса можно назвать национальным спортом», – подчеркивает Шемета.
В бизнес-климате Украины омбудсмен видит парадокс: несмотря на потребность в дерегуляции, монополии оказывают влияние на бизнес так, что сами нуждаются в дополнительном регулировании. По его словам, еще одной проблемой украинского государства является воплощение планов, законов и намерений. «Государство имеет хорошие стратегии, законы и даже планы действий, однако, когда речь начинает идти об имплементации, к сожалению, процесс зачастую попросту останавливается», – отмечает он.
Идентичным образом расходится в оценках украинского бизнес-климата и Питер Арчболд, глава Fitch Rating в Европе, на Ближнем Востоке и Африке.
Представитель Fitch утверждает, что бизнес не чувствует каких-либо положительных изменений даже там, где все полностью зависит от внутренних факторов, о чем свидетельствует исследование, проведенное Европейской бизнес-ассоциацией.
Это признал и Александр Данилейко, начальник управления экономического сотрудничества МИД Украины. «Список положительных изменений может быть значительно короче негативных практик», – отметил он.
Нужно сказать, что, несмотря на это, в течение года Украинское государство все же смогло улучшить собственные позиции в таких четырех рейтингах: Paying taxes, Best country to invest, Doing business, Global competitiveness. «По «ощущениям» Fitch, - говорит Арчболд, - можно ожидать, что украинская экономика уже в следующем году вырастет на 1 процент». Также он отметил, что Украина смогла избежать дефолта именно благодаря успешно проведенной реструктуризации, однако судьба «русского» кредита на 3 миллиарда долларов все же остается под вопросом.
Среди остальных факторов риска – низкая стоимость сырья, потери на российском рынке и военные действия на востоке государства. «При этом, - утверждает представитель Fitch, - наименее прогнозируемым является последний фактор». «Полагаю, что такие ощущения среди западных инвесторов как раз и являются одним из наиболее сдерживающих факторов для внешних инвестиций в Украинское государство», – поясняет сложившуюся ситуацию Арчболд.
«В то же время Данилейко уверен, что с введением Соглашения о ЗСТ между ЕС и Украиной такие традиционные преимущества, как земля, образованная рабочая сила и расположение, все же «добавят стоимости», - отмечает издание ВВС. «Это действительно далеко не самое лучшее время, чтобы инвесторы приходили в Украинское государство, однако для тех, кто все же рискнет и решит воспользоваться такой возможностью сегодня, инвестиции могут быть очень перспективными», – полагает он.
Нина Южанина, будучи главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, утверждает, что первый шок от вооруженного конфликта на востоке государства «уже прошел», и он никак не мешает остальным странам работать «в привычном русле», при этом финансовая стабилизация способна поспособствовать восстановлению экономики».
Со слов Южаниной, основные проблемы украинского бизнеса «совершенно не связаны с военными действиями и произошли далеко не вчера». Ей пришлось пояснять участникам данного саммита, по какой причине правительству и парламенту так и не удалось договориться о едином варианте налоговой реформы.
Реформа налоговой системы: победа или предательство?
Руководитель парламентского комитета не поддерживает то «компромиссное решение», которое якобы должен принять Нацсовет реформ, о чем она и сказала бизнесменам, которые интересовались, на основе каких налогов будет рассчитан госбюджет 2016 года и готовы ли авторы либеральной налоговой реформы к конфронтации украинского правительства с МВФ из-за бюджета и налогов.
Также Нина Южанина опровергла предположение руководства государства, что либеральная налоговая реформа способна привести к дефициту бюджета в 200 миллиардов гривен. «Точно не могу сказать, простит ли бизнес-среда правительству и парламентариям то, что сегодня уже декабрь, а у нас отсутствует налоговая база, и мы не в состоянии дать вам сигнал, как именно следует рассчитывать собственные бизнес-планы», – сказала она. С ее слов, данная ситуация разрешится уже скоро, однако «неизвестно, будет ли она в пользу бизнеса».
Автор: Ксения Дмитриева