В правительстве Германии заявили, что у «Исламского государства» (ИГ) имеется финансовый фонд, размер которого составляет от одного до двух миллиардов американских долларов. Поступающие сейчас средства также впечатляют. Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutche Welle, существует достаточно много источников таких поступлений: это и незаконная продажа «черного золота» и старинных предметов, и факты ограбления банков, и частных лиц. Стоит также вспомнить о рэкетах и торговле заложниками, внесениях пожертвований от помощников террористов, а также поборах с тех людей, не исповедующих ислам, которых пока что не убили или не изгнали с родины.
Суть главного отличия «Исламского государства» от террористической организации «Аль-Каида» и подобных им группировок состоит в том, что «Исламское государство» располагает значительными территориями в Ираке и Сирии. Там, кстати, уже существуют псевдогосударственные структуры, которые занимаются сбором налогов.
Как террористические организации собирают налоги.
Итак, под контролем «Исламского государства» находятся достаточно большие территории. Боевики террористической организации способны непосредственно на месте воспользоваться финансовыми ресурсами, которых не было у «Аль-Каиды». Об этом рассказал профессор Бернского университета Райнхард Шульце (Reinhard Schulze). В связи с этим, уровень зависимости Исламского государства от предоставленных пожертвований не такой большой, как традиционно принято считать.
Налоги от доходов и отчисления на тех территориях, которые захвачены «Исламским государством», варьируются от пяти до пятнадцати процентов. Христианам приходится платить дополнительные налоги. Помимо этого, «Исламское государство» получает доходы от коммунальных услуг, предоставления услуг мобильной связи и общественного транспорта.
Нефть для ИГ – всего лишь побочный доход.
Власти Российской Федерации обвиняют Турцию в том, что Анкара осуществляет закупку нефти у Исламского государства. По информации некоторых других источников, главным покупателем незаконно добывающейся нефти является режим Башара Асада, являющегося диктатором в Сирии. Как известно, именно его своими действиями поддерживают российские власти. При любом раскладе сил нет особого смысла переоценивать степен зависимость «Исламского государства» от торговли нефтью. Весной текущего года немецкое правительство ориентировалось на то, что общая выручка от торговли нефтью за день не превышает двухсот тысяч долларов США. Конечно, стоимость нефти с того времени снизилась.
Еще одной причиной сокращения объемов продажи «черного золота» являются налеты военных самолетов антитеррористической коалиции. В течение буквально одного дня, согласно сведениям американского Министерства обороны, удалось уничтожить 116 бензовозов в сирийской провинции Дайр-эз-Заур. О том, что были уничтожены целые колоны бензовозы, проинформировали и российское ВКС. Впрочем, в отчете Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) отмечается, что «необходимо предоставить более обширную информацию относительно того, откуда происходит нефть, кто является посредником, покупателем и торговцем. Это же касается организации и способов доставки нефти конечным потребителям.
Пожертвования для преступных целей.
В своем отчете для «большой двадцатки» ФАТФ, датируемым пятнадцатым ноябрям, отмечается, что наибольшее количество осуждений за предоставления финансовых источников для терроризма в период с 2010 года было в Саудовской Аравии - 863 случая. На втором месте США - 100 осуждений. Согласно общим объемам, первое место занимает также Саудовская Аравия – тридцать один миллион евро, на втором месте - Соединенные Штаты с двадцатью миллионами. Впрочем, эти показатели не могу отобразить реальную ситуацию. Они, скорее, подтверждают то, какой эффективной является судебная система в том или другом государстве.
Суть проблемы и в том, что перечисление таких пожертвований проходит не при помощи банковской системы. По словам Райнхарда Шульце, в ИГ была создана неформальная система перечисления финансовых средств. Скорее всего, ее основой стала система «Хавала». В связи с этим процесс отслеживания поступлений денег в казну «Исламского государства» весьма трудный.
Сотрудники ЦРУ в прошлом году провело подсчеты, согласно которым количество бойцов ИГ составляет тридцать тысяч. Эксперт из Соединенных Штатов по борьбе с терроризмом составляет не менее десять тысяч долларов. Оклад рядовых составляет от четырехсот до пяти ста долларов в месяц, командирам – три тысячи и больше. Даже если исходить из минимальных оценок численности, содержание армии обходится как минимум в 15 миллионов в месяц.
Но даже в случае, если многие способы финансирования ИГ будут перекрыты, это не гарантирует снижения угрозы терактов во всем мире. Большинство террористов готовы принести себя в жертву не за деньги, а из фанатизма. Организация терактов тоже больших капиталовложений не требует. Норвежский Институт исследования проблем мира проанализировал 40 самых кровавых терактов в Европе в период с 1994 по 2013 год. Результаты пугают: около 75 процентов из них стоили менее 10000 долларов.