Кто пострадал больше от энергоблокады Крыма – Россия или Украина? Свою оценку дал известный украинский политолог, директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
В комментарии изданию «Новое время» политолог предупредил, что Киеву нужно готовиться к ответным действиям со стороны Москвы. Первая нитка энергомоста, впопыхах проложенная на полуостров с Кубани через Керченский пролив – это, «скорее, показательное действие, чем реальное решение вопроса». Она не решает принципиально вопрос с электроснабжением Крыма, ведь ее мощность всего 220 мегаватт. Вторая нитка, которую обещают запустить 15 декабря, лишь удвоит эту цифру, но не дотянет и до половины потребностей полуострова в электроэнергии. Так что ограничения и веерные отключения еще надолго станут обыденностью для крымчан.
Неожиданная энергоблокада показала решительность украинцев. В этом и есть ее смысл: за аннексию Крыма агрессору придется заплатить. Но наивно думать, что таким способом удастся заставить Кремль пойти на политические уступки – освобождение крымскотатарских и украинских активистов, прекращение преследования сторонников Меджлиса и т. п.
Кроме ощущения, что и на могучую Россию можно надавить, украинская власть должна понимать, что если Путин выполнит свое обещание и обрежет Крым от украинской энергосистемы, то Киев потеряет один из инструментов давления на Москву. В. Фесенко напоминает, что даже при обострении на восточном фронте Россия поставляла Украине свою электроэнергию, опасаясь вот такой энергоблокады Крыма. В Кремле, похоже, извлекли урок и настроены переключить Крым на российские ЛЭП. Для этого им понадобится год-два, хоть будет стоить до 2 млрд. долларов.
В ответ Киеву нужно что-то предпринимать, чтобы отказаться от антрацитового угля из России и ДНР-ЛНР, причем не дожидаясь, когда жареный петух клюнет. Запрет на поставки угля из РФ в ответ на энергоблокаду Крыма наглядно показал, что Москва может воспользоваться этим инструментом давления в любой момент.
И последнее. Власть и общество должны послать жесткий месседж активистам: вести партизанскую войну на своей территории нельзя, иначе подрывы опор ЛЭП в мире могут истолковать как терроризм. «А это поставит Украину в один ряд с ДНР и ЛНР», - резюмирует В. Фесенко.