Особенность восприятия жителей аннексированного Крыма украинской общественностью описал Павел Казарин. Он уверен, что нет смысла искать среднестатистические типажи в населении, разделенном на 2 полюса. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Журналист Павел Казарин прокомментировал ошибочное восприятие крымчан населением материковой Украины на основании публикаций в социальных сетях. По его мнению, одной из главных проблем крымской ситуации является отсутствие внятной социологии. В большинстве случаев составлять мнение о жителях аннексированной территории приходится на основании комментариев в социальных сетях, которые как раз нельзя рассматривать, как выборку репрезентативную.
Высказывания крымчан в соцсетях ошибочно воспринимать, как показатель релевантный. Представители далеко не всех групп крымского населения высказывают свое мнение в соцсетях. Учитывая создавшуюся на полуострове ситуацию со свободой слова, можно с уверенностью сказать, что проукраинским жителям Крыма не совсем выгодно сейчас открыто заявлять о своей позиции. Поэтому в соцсетях сейчас можно увидеть мнения как минимум однобокие.
При попытке создать коллективный портрет крымского комментатора можно получить картинку с человеком, который безмерно рад российской реальности, с презрением относится к Украине, ждет входа в Киев российских войск и постоянно царапает на деревьях фразу «Обама – чмо». Также этот сборный типаж занят ожиданием скорого падения американской модели и уничтожения презренного Евросоюза ногами не менее презираемых беженцев. С подобными хрестоматийными персонажами, несомненно, приходилось сталкиваться каждому пользователю.
Несмотря на засилье подобных «скрепоносцев» в соцсетях, вовсе не следует воспринимать их мнение, как точку зрения наиболее распространенную среди крымчан, поскольку «средней температурой по больнице» они не являются. На самом деле точка зрения того или иного человека непосредственно зависит от дальнейшей его судьбы после возвращения Крыма под украинский суверенитет.
Какой путь выбрать – правильный или выгодный?
Казарин рассказывает, что сейчас все население Крыма оказались разделенными на два неравных по численности лагеря. Водоразделом в данном случае служит даже не проукраинская или пророссийская позиция жителей полуострова, вопрос заключается в банальной законопослушности. По одну сторону баррикад оказались люди, которые сами своими действиями поставили себя за рамки украинского законодательства. По другую сторону крымчане, которые украинских законов не нарушали.
Соответственно, люди в первой группе отлично понимают, что в случае смены флагов для избежания судебного преследования им придется покидать территорию полуострова. Возможность будущего возвращения Крыма в состав Украины эти люди даже не рассматривают, поскольку в частном случае каждого из них это значит личное поражение. Исходя из этого, они демонстрируют высокий уровень непримиримости в интернете.
Активность, с которой преступившие закон Украины жители Крыма отрицают предстоящее завершение оккупации, также можно легко объяснить. Очевидно, что этим людям, по большому счету, терять нечего. Для них сохранение российского присутствия на территории Крыма представляет собой единственную возможность для сбережения персонального статус-кво. В противном случае людям, легкомысленно отнесшимся к законодательству, придется отвечать за собственные поступки.
Однако существует на территории Крыма и другая группа людей, в составе которой население, избежавшее нарушения законодательства Украины. Эти люди присягу (военную или чиновничью) в условиях оккупации не нарушили. При этом совершенно необязательно наличие у указанной группы людей проукраинской оппозиции. Более того, законопослушные граждане могут быть настроены пророссийски, но с юридической точки зрения состав преступления в их деяниях отсутствует.
Норм действующего законодательства люди, включенные в другую группу, не нарушали. Волею судьбы им удалось прожить на полуострове без необходимости тесно соприкасаться с государственным руководством. Сейчас в эту группу людей можно отнести крымчан, к которым при въезде на территорию материковой части Украины у украинских силовиков не возникнет никаких претензий.
Примечательно, что отличительной особенностью людей из второй группы является низкая активность в социальных сетях. Они не считают нужным вступать в горячие перепалки с другими пользователями, поскольку смена флага для них лично не предусматривает кардинальных изменений.
Еще одной причиной невысокой активности в социальных сетях проукраински настроенных и просто законопослушных крымчан является специфика атмосферы на полуострове. Осторожность при написании комментариев в интернете позволяет этим людям избежать знакомства сейчас или в перспективе с силовыми структурами Украины или Российской Федерации. В эту группу смело можно отнести и тех, кто ждет возвращения в Крым украинской власти, и людей, сосредоточенных на бытовых проблемах.
В результате оказывается, что в публичное пространство проникают голоса представителей только одной из групп, присутствующих на территории Крыма. Люди, которым нечего терять яростно обличают Украину. Пути для возможного отступления у них отсутствуют, поэтому единственным выходом в создавшейся ситуации является защита Москвы и ее политики. Нет никакого смысла составлять мнение о настроениях крымского социума на основании высказывания этих людей, поскольку их оппоненты выразить собственное мнение без излишних опасений просто не могут.