Казахстанский лидер хотел бы стать основным посредником между Анкарой и Москвой. Существуют ли для этого реальные предпосылки?
После того как из-за инцидента со сбитым российским бомбардировщиком отношения между Анкарой и Москвой серьезно ухудшились, многие наблюдатели сказали, что в качестве посредника в политическом конфликте между двумя государствами выступит Астана. Стоит отметить, что в ее активе имеется содействие в успешных переговорах по иранской ядерной программе, а также близкое знакомство главы государства Нурсултана Назарбаева с президентами Турции и России.
«Объективно казахстанский президент может выступить к качестве посредника между сторонами, как он уже однажды пытался сделать в случае Киева и Москвы. Однако тогда основная роль досталась не ему, а белорусскому лидеру Александру Лукашенко», – отмечает Михаэль Лаубш, немецкий эксперт по Центральной Азии. Согласно оценке эксперта, в случае Турции и РФ шансы у Назарбаева значительно выше. Более того, в урегулировании данного конфликта Казахстан заинтересован как с геополитической точки зрения, так и с экономической.
«Большая часть поставок нефти из Казахстана в западные страны идет через Босфор. Правительство Турции сегодня не исключает возможности введения ограничения для прохода российских судов по нему. Любое нарушение торгового маршрута через данный пролив является нежелательным для Казахстана. Помимо этого, инвестиции, которые были сделаны за прошедшие годы турецкими бизнесменами в казахстанскую экономику, играют очень важную роль для Астаны. Предприятия Турции заметны в фармацевтике, а также в строительстве», – отмечает эксперт.
«Стоит заметить, что в Кремле прислушиваются к Нурсултану Назарбаеву, однако он не будет ставить «турецкий вопрос» ребром перед российским президентом. Российская Федерация для Казахстана является главным торговым партнером, тогда как Турция занимает только седьмое место в торговом балансе Казахстана. Астана не будет портить отношения с Москвой из-за нее», – рассказал Лаубш в интервью изданию Deutsche Welle.
Конфликт между Анкарой и Москвой не выгоден Астане.
«Полагаю, что до действительно больших коллизий с экспортом газа и нефти не дойдет. Но если вдруг и дойдет, то коснется это только отношений между Российской Федерацией и Турцией, без каких-либо последствий для Казахстана», – утверждает казахстанский эксперт Петр Своик. В то же время он добавил, что выгоду из санкционной баталии, которая разворачивается между Турцией и РФ, казахстанские предприниматели тоже не смогут извлечь.
Эксперт полагает, что в дальнейшем будут продолжены попытки завозить запрещенный товар из Турции через Казахстан в Россию. «Однако развернуть их до действительно заметных масштабов попросту не получится. Что касается переориентации легальных поставок из Турции в Казахстан вместо РФ, то для этого емкость казахстанского рынка недостаточна, и в связи с кризисом и девальвацией тенге она стремительно уменьшается. Последние статистические данные гласят, что за прошедшие десять месяцев текущего года общий импорт в Казахстан был снижен более чем на 30 процентов», – подчеркивает Петр Своик.
При этом к возможности казахстанской стороны выступить посредником между Астаной и Москвой Своик относится достаточно скептически. Согласно его оценке, конфликт между Турцией и РФ имеет геополитический характер. «В этом случае имеется в виду не то, что два лидера попросту поссорились и их некому помирить. Тут нужно учитывать цепочку событий от киевского Майдана, Крымского полуострова, Сирии, а теперь и Турции – все это геополитическое размежевание, проявляющееся, в частности, и через создание ТС и ЕАЭС. Эти проекты являются не экономическими, а геополитическими. Казахстан же является активным участником данных проектов. По этой причине он не годится для роли нейтрального посредника», – отмечает эксперт.
По мнению Петра Своика, по мере развития ситуации у казахстанской стороны будет все меньше возможностей проводить многовекторную политику. «Казахстан будет постоянно уходить в сторону политического союзничества с РФ, несмотря на то, что данный процесс не быстрый. Даже сегодня, с учетом того, как Астана старается держаться в стороне от процессов, происходящих между РФ и Турцией, в последнем послании к народу Казахстана, которое прозвучало на прошедшей неделе, глава государства четко зафиксировал собственную позицию, отметив, что российским бомбардировщик не вторгался на турецкую территорию и не угрожал ей», – подчеркнул Своик.
Иначе оценил реакцию Астаны на инцидент со сбитым самолетом Михаэль Лаубш. «На данный момент она не совсем цельная. С одной стороны, Касым-Жомарт Токаев, будучи председателем сената парламента, сразу же после события заявил, что такие действия турецкой стороны были необоснованными. Однако потом последовало более сдержанное заявление казахстанского МИД. Стоит заметить, что казахстанским элитам еще нужно время для того, чтобы найти общую позицию», – утверждает он. В особенности немецкий эксперт связывает это с тем, что протурецкие настроения в Казахстане, которые базируются на своеобразной идее исторической общности наций, играют достаточно важную роль.
Автор: Ксения Дмитриева