Инцидент, произошедший 13 декабря в Эгейском море, где неподалеку от греческого острова Лемнос было обстреляно турецкое рыболовецкое судно сторожевым кораблем РФ, вызвал вопрос, что же это было - провокация или азарт? Более детально о возможных причинах вчерашнего инцидента возле греческого острова узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Находившийся в северной части Эгейского моря, на расстоянии 22 километров от греческого острова Лемнос, сторожевой корабль ВМФ РФ "Сметливый" 13 декабря этого года открыл предупредительный огонь в сторону турецкого рыболовецкого сейнера с целью предупреждения столкновения. Как утверждает российская сторона, экипаж сейнера подошел слишком близко к сторожевому кораблю и не реагировал на радиосигналы. Российское Министерство обороны в связи с данным инцидентом уже вызвало для дачи объяснений военного атташе при посольстве Турции в Москве.
Военный эксперт Дмитрий Литовкин, капитан третьего ранга запаса, объяснил журналистам издания "Известия", что моряки российского сторожевого корабля действовали в полном соответствии с общепринятыми правилами. Он подчеркнул, что северная часть Эгейского моря – место, где, собственно, и произошел инцидент - является довольно узкой. Существуют нормы международного права, в которых прописаны правила прохождения подобных мест, и поэтому экипаж "Сметливого" действовал в полном соответствии и с этими правилами, и с уставом. В данном случае была прямая угроза для безопасности корабля, и моряки должны были как-то отреагировать в любом случае.
По мнению эксперта, причин произошедшего может быть две. Первая причина – это намеренная провокация, устроенная турецким судном. Он отметил, что в данном случае, вполне возможно, имела место провокация турецкой стороны. В настоящее время турки активно пытаются выявить слабые места россиян, и если российская сторона сейчас начнет им уступать, то в конечном итоге Турция начнет предпринимать более активные действия и в других областях. Ранее, напомнил Литовкин, они сбили российский самолет, хотя прекрасно понимали все возможные последствия данного шага.
Второй возможной причиной инцидента капитан третьего ранга запаса называет низкий уровень подготовки команды турецкого рыболовецкого судна. "Вполне возможно, - полагает эксперт, - что сейнер нарушил международные правила судоходства как раз потому, что уровень подготовки его команды был достаточно низким".
Турецкие рыбаки могли просто войти в азарт – версия.
В пресс-службе МО РФ, комментируя инцидент в Эгейском море, объяснили, что вахтенной службой корабля российского ВМФ утром 13 декабря на расстоянии около 1 километра от сторожевого корабля было обнаружено приближающееся к стоящему на якоре кораблю турецкое судно. Экипаж российского судна неоднократно предпринимал попытки установить связь с сейнером, однако турецкие моряки не шли на радиоконтакт и не реагировали на специальные визуальные предупредительные сигналы сигнальных ракет и семафора.
После того как расстояние между двумя судами сократилось уже до 600 метров, экипаж "Сметливого", действуя с целью недопущения столкновения, на расстоянии гарантированного непоражения вынужденно применил стрелковое оружие. Представители российского военного ведомства отметили, что после предупредительных выстрелов сейнер сразу же резко изменил курс и продолжил движение мимо сторожевого корабля на расстоянии 540 метров, так и не выйдя при этом на контакт.
Эксперт в области морского права Михаил Войтенко, являющийся также главредом издания "Морской бюллетень", объяснил журналистам "Московского комсомольца", что командиром российского сторожевого корабля было принято абсолютно законное и правильное решение. Эксперт подчеркнул, что сближение сейнера и сторожевого корабля на расстояние в 600 метров не является опасным, поскольку и рыболовецкий сейнер, и сторожевой корабль – это довольно маневренные суда. Однако российский корабль в это время стоял на якоре, что делало невозможным маневрирование – он просто не мог уклониться от столкновения, поэтому все зависело только от экипажа турецкого сейнера.
Стрельба, открытая экипажем "Сметливого" на расстоянии гарантированного непоражения, была совершенно законной, хотя и вынужденной мерой. При этом Войтенко добавил, что турецкие рыболовы могли не реагировать на сигналы, подаваемые российским сторожевым кораблем, по двум причинам. Причина первая – это намеренная провокация, и об этом уже говорили многие. Вторая причина, как бы это странно ни звучало, вполне бытовая. Эксперт напомнил о старой поговорке, призывающей бояться в море и военного моряка, и рыбака. Все дело в том, объясняет Войтенко, что в случае, когда у сейнера идет улов, то рыбаки, невзирая ни на что, "прут, куда угодно". По его словам, в такой ситуации они и атомную бомбу могут не заметить, только лишь бы взять добычу.
Между тем владелец турецкого сейнера заявил, что экипаж рыболовецкого судна не заметил, что сторожевой корабль ВМФ РФ открыл по нему огонь. Он объяснил, что его судно находилось в момент инцидента на расстоянии в 1,8 километра от сторожевого корабля, а рыбаки приняли российское судно за один из боевых кораблей Североатлантического альянса.