Доля Турции в сельскохозяйственном импорте Российской Федерации составляет 20 процентов, и санкции, введенные Москвой против Анкары, освобождают данный объем для поставщиков из других стран, уже заявляющих о своей готовности заменить на российском рынке турецких поставщиков. Более детально о готовности других стран заменить на рынке РФ турецких поставщиков узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Как напоминает Российская служба ВВС, после того, как турецкие военные летчики сбили российский бомбардировщик, президент РФ подписал указ о введении санкций в отношении товаров из Турции, а также в отношении компаний и граждан этой страны. Турция занимает 20 процентов от всего российского импорта сельскохозяйственной продукции, и данный шаг освобождает данный объем для производителей из других стран – в частности, на российский рынок уже поглядывают производители из Марокко, Ирана, Египта и Израиля.
Напомним, что антитурецкие санкции вступают в силу с 1 января, а список запрещенных на российский рынок турецких продуктов включает в себя фрукты и овощи. Александр Ткачев, глава Минсельхоза РФ, заявил, что около 15 процентов ввозимой в Россию турецкой продукции не соответствуют стандартам качества, принятым в Российской Федерации.
На фоне осложнившихся отношений между РФ и Турцией, сменить на российском рынке турецких производителей готовы, например, производители из Египта, у которого давние политические связи с Россией. Если Каир будет в сложившейся ситуации и дальше поддерживать Москву, то у него появиться возможность осуществления определенных политических маневров с целью завоевания российского рынка. Свою стабильность египетские поставщики сельскохозяйственной продукции доказали уже давно, работая с заказчиками из Испании, Италии и Франции.
По данным Минпрома и зарубежной торговли Египта, в текущем году объем экспортных поставок, в том числе, фруктов, овощей и цитрусовых, составил 1,8 миллиарда долларов, тогда как потенциал египетского экспорта оценивается в 2,4 миллиарда долларов. Глава ведомства Тарик Кабил, комментируя данные цифры, отметил, что у египетских производителей есть значительные производственные возможности, и они готовы обеспечить своей продукцией Российскую Федерацию. Одновременно с этим в Россельхознадзоре заявили о свое готовности к "оперативному рассмотрению" такой возможности.
С египетскими производителями на российском рынке могут конкурировать производители из Марокко, Израиля и Ирана.
Между тем египетские производители – не единственные, кто готов заменить на российском рынке сельскохозяйственную продукцию из Турции – конкуренцию им здесь могут составить производители из Марокко, Ирана и Израиля. Производители из данных стран также хотят наладить поставки своей продукции в Россию, и усилить свое присутствие на рынке этой страны. В этой связи стоит напомнить, что в прошлом году доля Марокко в поставках на рынок РФ цитрусовых была примерно равна доле Египта, составив около 14 процентов. Одновременно с этим Россия импортировала 7 процентов от всего своего объема импорта свежих фруктов и овощей из Израиля, и около 8 процентов от всего объема было закуплено в Иране.
Израильские власти, зная об отсутствии подписанных официальных соглашений по объемам поставок, скорее всего, постараются использовать сложившуюся ситуацию с максимальной выгодой для себя – в частности, уже появились сообщения о готовящейся ассоциацией фермеров и сельхозрабочих Израиля делегации для встречи с представителями российской власти.
С интересом поглядывают на российский рынок и власти Ирана. Кавех Заргаран, возглавляющий гильдию пищевой промышленности этой страны, заявил, что возникшая напряженность в российско-турецких отношениях открывает для иранских сельхозпроизводителей возможность поставок своей продукции на рынок РФ в объеме 1,5 миллиарда долларов. Одновременно с этим депутат иранского парламента Мехди Боруманди подчеркнул, что Иран располагает потенциалом, позволяющим ему стать основным поставщиком сельхозпродуктов для российских потребителе.
Стоит отметить, что российские власти уже неоднократно делали импорт продовольственных товаров зависимым от внешней политики Кремля, и Турция не стала каким-то исключением из правил – как только напряжение в отношениях выросло, Москва сразу же прибегла к проверенному методу. Ранее правительство РФ уже вводило запрет на поставки на российский рынок европейских сыров, польских яблок, грузинского вина, украинской мясной, молочной и кондитерской продукции. Каждый раз российские власти непременно прикрывались "соображениями безопасности", однако в действительности такими действиями Москва решала внешнеполитические задачи.
Между тем многие аналитики полагают, что взаимные торговые интересы РФ и Турции, а также объемы торговли между двумя странами, гораздо сильнее возникших политических разногласии. Хосук Ли-Макияма, возглавляющий Европейский центр международной политэкономики, отмечает - несмотря на то, что российская сторона усилила экономические санкции в отношении Турции, Москва при этом еще и продемонстрировала избирательность при выборе объекта ограничений – в частности, предпочла нанести удар по турецкому агропромышленному сектору.