Скандал, возникший в Австралии вокруг известного обезболивающего лекарственного препарата "Нурофен", может в итоге затронуть весь мир. Более детально о скандале, возникшем вокруг "Нурофена" в Австралии, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания Биржевой лидер".
Как отмечает Русская служба ВВС, Федеральным судом было принято решение, согласно которому фармацевтическая компания Reckitt Benckiser обязана снять с продажи некоторые из видов популярного обезболивающего лекарственного препарата "Нурофен". Рекламные ролики утверждают, что данный препарат помогает при специфических болях, например, при мигрени или при болях в спине, однако на самом деле в препаратах содержится стандартное количество ибупрофена, являющего действующим веществом.
Судьи Федерального суда посчитали такой рекламный ход обманом потребителей, учитывая, что версии препарата, помогающие при специфических болях, стоят в два раза дороже, чем обычные. Представители компании, в свою очередь, объяснили, что они вовсе не пытались ввести в заблуждение покупателей своей продукции, а только лишь хотели помочь конечному потребителю лучше разобраться в разных видах лекарственных средств, помогающих при боли, и выбрать наиболее подходящее для себя.
Директор НИИ "Организация здравоохранения" Давид Мелик-Гусейнов и юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова, приглашенные Михаилом Смотряевым на программу "Пятый этаж", высказали свое мнение по поводу данной проблемы. В истории с "Нурофеном" на самом деле нет ничего необычного, и это подтверждает и Свиридова. По ее словам, подобная практика получила достаточно широкое распространение, однако здесь следует изучить, соответствует ли товар тем заявленным характеристикам, которые написаны крупным шрифтом, ведь именно на эти надписи потребитель ориентируется в первую очередь при выборе товара. "В случае с "Нурофеном", - полагает она, - претензия является вполне обоснованной – если состав лекарственных препаратов одинаковый, то производители, судя по всему, так и не смогли обосновать в суде указанное на упаковке специфическое назначение". Как раз в этом и состояла претензия к Reckitt Benckiser.
Мелик-Гусейнов, объясняя, кто контролирует такого рода обоснования, и поясняя сам механизм контроля, отметил, что на самом деле здесь можно говорить о дороге с двусторонним движением. Соответствующие клинические исследования должна проводить сама фармацевтическая компания, тестируя собственный препарат в различных дозировках а также, в той или иной форме выпуска. Он напомнил, что существует стандартная фармацевтическая форма, а есть усиленная форма – форте – в которой увеличено содержание действующего вещества на одну капсулу или таблетку. Исходя из формы введения, концентрации действующего вещества или от его транспорта внутри организма, как раз и определяют, какое из заболеваний наиболее подходит для лечения этим препаратом.
На эффективность лекарственного препарата влияют различные дополнительные факторы – эксперты.
Если речь идет об известном препарате, действующим веществом которого является ибупрофен, входящий в состав многих других препаратов, то здесь следует обратить внимание на множество существующих форм данного действующего вещества – как мягкие, так и твердые, а также на большое количество различных дозировок. Вполне возможно, компания Reckitt Benckiser попросту переусердствовала с маркетингом, и одна и та же дозировка, одна и та же форма выпуска начали позиционироваться производителем под два различных синдрома. Как результат, компания начала игры с ценами, а это вызвало негодование со стороны потребительского рынка, представители которого и обратились в судебные инстанции.
Свиридова, в свою очередь, напомнила, что в различных лекарствах, помимо действующего препарата, несмотря на кажущийся идентичным состав, может быть разная обработка, разные дополнительные ингредиенты, разное совмещение, разная форма выпуска, и это также оказывает влияние на эффективность лекарства. Множественность данных факторов, их совокупность предоставляет потребителю возможность выбирать, какое сочетание является для него наиболее подходящим. "Впрочем, - отметила юрист, - фармацевтические компании действительно зачастую переигрывают с маркетингом и обещают потребителям то, чего на самом деле их препарат выполнить не может". При этом она добавила, что в настоящее время ни в одной из стран мира нет закона, обязывающего производителя лекарственных препаратов указывать его 100-процентную эффективность и предоставлять полную информацию о проведенных исследованиях.
Суды, рассматривая вопросы, связанные с введением потребителей в заблуждение, должны основываться именно на той информации, которая предоставляется потребителям на упаковке и на инструкции к препарату – вся не представленная там информация по умолчанию считается не доведенной до покупателя, и если она даже есть в результатах каких-то исследований, потребителя она не волнует. Свиридова также подчеркнула, что продукция фармацевтических компаний может нанести вред в случае предоставления потребителю неполной или недостоверной информации. Вполне возможно, что скандал, возникший вокруг "Нурофена" в Австралии, может затронуть производителей лекарств по всему миру.