Создание современной Исламской военной коалиции под личной эгидой Саудовской Аравии под сомнение ставит цели и задания военной операции россиян в Сирии. "Эр-Рияд желает изолировать Иран, что Москве может помешать", - считает представитель кафедры современного Востока известного факультета истории РГГУ Г. Косач, пишет РБК.
Еще одна коалиция.
14 декабря этого года сын нынешнего монарха и к тому же глава Минобороны Саудовской Аравии М. бен Сальман объявил о создании Исламской военной антитеррористической коалиции. Именно Саудовская Аравия данное формирование и возглавила. Оно включает 34 государства, действия которых станет координировать "совместный оперативный центр" со штаб-квартирой в городе Эр-Рияде.
Сам круг стран, что вошли в новую коалицию, весьма внушителен и охватывает значительные регионы исламского мира, объединенные ОИС (Организацией исламского развития). В ее рядах есть не только давние союзники Эр-Рияда — страны Персидского залива, но и такие африканские члены ОИС как Марокко, Мавритания, Египет, Судан, Габон, Кот д’Ивуар, Джибути, Сомали, Мали, известные Коморские острова и Нигерия. В составе коалиции числятся Иордания, Йемен и Ливан, а также неарабские представители ОИС — Турция, Пакистан и Малайзия. Еще 10 государств, включая республике Азербайджан, думают о своем вступлении.
По словам М. бен Сальмана, задание "исламской военной коалиции" заключается в противостоянии основным источникам современной террористической угрозы: ИГИЛ в Сирии и Ираке и "структурам, ныне действующим на территории Йемена и Ливии".
Еще в 2005 году Саудовская Аравия, официально выступила инициатором непосредственного создания в Эр-Рияде специального Международного антитеррористического центра. Ее сегодняшняя инициатива — продолжение прежнего начинания в абсолютно новых условиях. Активная борьба с терроризмом — задача государств арабского и мусульманского сообщества, где действуют, в первую очередь, апеллирующие к исламской догме многие террористические организации. Придание этой борьбе выраженного исламского оттенка может похоронить утверждения всех тех, кто говорит, что антитеррористическая борьба — только замаскированный "крестовый поход" современного ислама против мира. Теперь же Саудовская Аравия сразу придает законность собственному антитеррористическому союзу с Западом.
Мощный удар по России.
Создавая настоящую "исламскую военную коалицию", все та же Саудовская Аравия параллельно решает личные задачи. Это политический проект, прежде всего. Он не призван ни в коей мере заменить уже ныне существующую проамериканскую коалицию, в сам состав которой входит как Саудовская Аравия, так ее ближайшие союзники по ССАГЗ. Вовлекая масштабное геополитическое пространство в активную борьбу с терроризмом и отказывая одновременно в этом Ирану, официальный Эр-Рияд преследует важную для себя внешнеполитическую цель — изоляция республики Иран в мусульманском мире. Неслучайно, заявляя о необходимости сформировать «исламскую коалицию», М. бен Сальман подчеркнул, что ее сегодняшнее появление — результат "успешных действий" известной просаудовской "арабской коалиции в Йемене".
Хотя руководитель саудовского Минобороны и утверждал, что "начало масштабной операций в Ираке и Сирии невозможно без должного согласования с законной госвластью", к Сирии это вообще не относится. Режим Б. Асада, квалифицируемый им лично, как "магнит, притягивающий всевозможных боевиков-террористов", уже давным-давно нелегитимен. В Саудовской Аравии открыто поддерживают "умеренную оппозицию" Сирии, признанную ею "единым законным представителем большого сирийского народа". К тому же Саудовская Аравия официально включила орудие политического иранского влияния в Сирии — ливанскую "Хезболлу" — в свой черный список террористических организаций и провозгласила спецслужбы Ирана "организацией экстремистов".
Г. Косач отмечает, информируют специалисты издания "Биржевой лидер", что Эр-Рияд проводит курс, ставящий под сомнение задачи и цели военной операции россиян в Сирии, и оспаривает непосредственно инициативу Москвы о создании «широкой международной антитеррористической коалиции», которая включала бы официально действующий сирийский режим и все тот же Иран. Для Саудовской Аравии русская инициатива вообще неприемлема. Упоминание бен Сальманом в том же самом контексте "международного сообщества" всецело означает, что его государство продолжит координировать личные действия с европейскими и американскими (но никак не российскими) военными в Сирии. Изоляция в мусульманском мире Ирана — удар по России, государству-наблюдателю в ОИС и известному региональному союзнику Тегерана.
Центральноазиатские страны и Азербайджан, которые и дальше продолжают развивать свои отношения с Саудовской Аравией и странами ССАГЗ, не только лишь не выступили сторонниками военной операции россиян в Сирии, но и не поддержали РФ в ее сегодняшнем противостоянии с Турцией. Расхождения с Москвой могут и даже должны привести данные «мусульманские» страны, выступающими членами ОИС, к контактам с созданной Эр-Риядом специальной антитеррористической коалицией.