Риторику оккупационного руководства Крыма, связанную с военным положением, прокомментировал Сергей Максимов. Он полагает, что списание множества погрешностей и грехов произойдет легче при объяснении их чрезвычайными условиями военного времени. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В тексте своей публикации крымский журналист Сергей Максимов дал оценку довольно частым заявлениям оккупационного руководства полуострова относительно присутствия в Крыму атмосферы военного положения. Заявление соответствующего содержания «глава Крыма» Сергей Аксенов сделал на недавнем заседании межведомственного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Хотя после произнесения этой самой фразы Аксенов попытался несколько сгладить острые углы, пассаж из прессы попытался изъять, но большинство местных изданий опубликовали информацию, которую услышали от самого «чиновника». Прозвучало заявление в контексте возможного применения репрессий в отношении крымских предприятий, которые не желают добровольно отдавать имеющиеся у них скважины питьевой воды.
Однако недавнее заявление Аксенова никак нельзя назвать прецедентом, поскольку тема военного положения в Крыму ранее оккупационными властями поднималась неоднократно. Примечательно, что упоминание о наличии войны неизменно сопровождается угрозами потенциального силового воздействия на особ неугодных или непокорных. Под «соусом» военного времени «чиновники» обычно подают народонаселению информацию о предстоящем «закручивании гаек».
С учетом множества примеров бряцания оружием, которые допускались крымскими «чиновниками», можно констатировать наличие некоего диссонанса с первоначальной риторикой «Крымской весны». На начальном этапе целью аннексии указывалось сохранение стабильности, избежание развития на полуострове вооруженного конфликта по примеру Донбасса. В Москве заявляли, что на территории Крыма боевые действия проходили бы однозначно в случае дальнейшего пребывания его в составе Украины. Еще совсем недавно это предположение озвучил глава российского правительства Дмитрий Медведев.
А если вынести военное положение за скобки?
Под аккомпанемент заявлений «чиновников» о наличии военного положения крымчане смотрят на довольно безрадостный быт. В столице полуострова трудности с элементарной уборкой мусора. Даже запуск почти легендарного энергомоста не помог населению полуострова избежать проблем с электроэнергией. Очевидно, что поддержание мифов о наличии мифической военной угрозы для оккупационного руководства полуострова представляет собой довольно выгодный вариант.
В первую очередь ссылка на военное положение помогает «чиновникам» находить правдоподобное объяснение собственной беспомощности в решении мирных вопросов, исключительно хозяйственного плана. Условия военного времени придают иной окрас безалаберности «руководства» полуострова. К примеру, отсутствие освещения на улицах и в домах воспринимается не как беда, а светомаскировка, горы мусора при условии правильной расстановки акцентов с легкостью можно превратить в подобие баррикад. Да и вопрос отсутствия туристов как-то сам собой теряет актуальность.
Дополнительная выгода от разговоров о военном времени заключается в том, что неуклонный рост цен и прочие неудобства объясняются легко, всего одной фразой. Под звуки несуществующих оружейных затворов несравненно проще говорить о национализации. В этом случае можно без труда «национализировать» буквально все, что придется по душе или крымским «чиновникам», или их кремлевским кураторам.
Известно, что до определенного момента крымские «чиновники» в любой удобной ситуации могли воспользоваться универсальным объяснением неполадок в функционировании полуострова. Долгое время проблемы списывались на счет «переходного периода». Однако после громких заявлений из Кремля об «окончательном переходе Крым в состав России» это объяснение актуальность потеряло, но проблемы на самом деле никуда не исчезли. Поскольку проблем оказалось еще больше, чем предполагалось изначально, возникла необходимость в изобретении убедительной аргументации.
Концепция «война все спишет», несомненно, для крымских «топ-менеджеров» близка и понятна. В случае отсутствия возможности объяснить происходящее военным положением оккупационной власти нелегко будет найти другую причину того, что в условии отсутствия агрессии извне полуостровом шагает кризис. Покупать товары по продуктовым карточкам, скорее всего, крымчане просто так не согласились бы, но высокая вероятность введения этой системы присутствует.
Очевидно, что некоторую опасность для крымских «чиновников» предусматривают последствия реализации идеи лишения крымчан иллюзий. Пока население полуострова верит, что в марте прошлого года сделало правильный выбор (родная гавань, мирное небо и прочие камни с неба) – оккупационное руководство может быть спокойным. А вот когда откроется правда о том, что мирное небо в комплект не входило – получится, что из «украинского бардака» население ушло недалеко, прямо в «российский беспредел». Спрогнозировать дальнейшее развитие событий и судьбу «чиновников» в этом случае крайне трудно.