По словам профессора Университета Чикаго Константина Сонина, в Российской Федерации один кризис абсолютно не похож на другой. Более детально мнение эксперта относительно того, что один кризис в РФ не похож на другой, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Константин Сонин объяснил в интервью Русской службе "Голоса Америки", что в настоящее время происходит в российской экономике. На нее, как и на экономику любой другой страны, влияет множество различных факторов. Он объяснил, что экономика РФ после быстрого роста, начавшегося в 2000-х годах, стагнирует на протяжении последних семи или восьми лет. Она и до прошлогоднего кризиса росла довольно медленными темпами, даже медленней, чем во времена брежневского застоя.
На стагнацию экономики наложились еще и события прошлого года, наиболее важными из которых являются два: существенное падение нефтяных котировок, и введение западными странами финансовых санкций, к которым добавилось еще и изменение в восприятии России инвесторами после аннексии Крыма и событий в восточной части Украины.
При этом падение цен на нефть Сонин называет более важным фактором, чем западные санкции. В экономических ограничениях, естественно, нет ничего хорошего, тем более что реакция правительства РФ на введение западными странами ограничения была совершенно неадекватно, и она только лишь усугубила положение рядовых россиян. Однако по сравнению с падением цен на "черное золото" санкции можно назвать мелочью, поскольку просевшие нефтяные котировки немедленно изменили ситуацию в стране.
Российские власти после аннексии Крымского полуострова и последовавших за этим шагом событий, решили воспользоваться рецептами, уже проверенными во время кризиса 1998 года, когда подешевевшая национальная валюта позволила сделать успешным импортозамещение. Объясняя, почему это не срабатывает в настоящее время, Сонин подчеркнул, что ситуация в 1998 году была совершенно иная, и экономика тоже была совершенно иной. Он отметил, что лекарство в одних ситуациях может помочь, а в других оно не помогает, например, аспирин не поможет излечить рак или срастить перелом. Точно такая же ситуация и здесь: в 1998 году обесценивание рубля действительно помогло, но почему девальвация нацвалюты должна помочь исправить ситуацию и сейчас – совершенно непонятно.
В 1998 году российской экономике было куда расти, тогда как сейчас этого не наблюдается – Сонин.
Тогда, в 1998 году, в России после восьмилетнего спада в стране была высокая безработица и большие незагруженные мощности. Иными словами, у экономики было куда расти, тогда как обесценившаяся национальная валюта дала толчок этому росту. Кроме того, борьба правительства РФ с инфляцией в начале 90-х годов привела, судя по всему, к ситуации, когда девальвация нацвалюты позволила создать благоприятные условия для экономического роста.
В прошлом год ничего подобного не наблюдалось – безработица и дальше остается на низком уровне, незагруженные мощности отсутствуют, и в такой ситуации обесценивание национальной валюты ничем помочь не может. Более того, девальвация рубля только лишь ухудшает жизнь российского населения, поскольку сейчас на тот же рубль товаров можно купить гораздо меньше, чем раньше, поэтому падение (впервые за последние 16 лет) реальных доходов населения не должно вызывать никакого удивления.
Прокомментировал эксперт и ситуацию с бюджетом на следующий год, когда на фоне сокращения доходов некоторые расходные статьи урезаются, но сокращение не касается силовых структур и расходов на оборону. По словам Сонина, Россия тратит на военные расходы слишком много денег. Иными словами, очень большие средства, по сравнению с расходами на здравоохранение и на образование, тратятся на нечто непроизводительное. То, что при этом не происходит никаких изменений, говорит не только о неправильности само политики, но и о совершенно кривых приоритетах у людей, которые эту политику реализуют.
Участие России в конфликтах в Сирии и на Донбассе отнимает ресурс и перекашивает промышленность.
Говоря об участии России в вооруженных конфликтах в Сирии и на Донбассе, Сонин подчеркнул: если бы он был помешан на каких-то совершенно бессмысленных геополитических фантазиях, то, возможно, и сказал бы что-то хорошее об участии страны в этих конфликтах, но, как экономист, ничего хорошего сказать об этом он не может. В участии России в данных конфликтах нет ничего хорошего, поскольку это отнимает ресурсы и перекашивает российскую промышленность – ненужные производства сохраняются, обогащая руководство данных предприятий, но не изменяя жизнь простых людей в лучшую сторону.
Одной из самых главных вещей, в которой нуждается население РФ, является понимание всех происходящих событий. Россияне должны понимать: когда они радуются военным успехам в Сирии, то они радуются тому, что бюджетные средства не будут потрачены на их нужды. Радость от каких-то успехов в геополитике оплачивается отказом и от собственного счастья, и от счастья своих близких: придется больше работать, причем за меньшие деньги, ребенок будет реже ходить к врачу, получит худшее образование, и так далее. Поэтому чем больше подобного понимания будет в стране, чем больше внимания будет уделяться экономическим вопросам, тем лучше будет становиться жизнь в России.