Тергруппировка «Исламское государство» все больше укрепляет свои позиции в ливийском Сирте, куда стекаются террористы и иностранные добровольцы, пишет издание Le Huffington Post (Франция).
Кадер Абдеррахим из Центра стратегических и международных исследований утверждает, что ИГ охватила пятую часть территории государства или приблизительно 20-23 процента. В последнем отчете ООН отмечается, что численность боевиков составляет порядка 2-3 тысяч человек, большая половина из которых находится в Сирте. «Обстановка в Ливии является одним из ключевых вопросов ближайших месяцев», - сказал недавно премьер Франции Манюэль Вальс.
Через 4 года после смерти Муаммара Каддафи (2011 год) Ливия погрузилась в хаос. Правительство и парламент бежали в отдаленные города Бейда и Тобрук после того, как исламисты захватили в 2014-м Триполи. Почти год назад группировка «Исламское государство» взяла под свой контроль прибрежный Сирт, расположенный в 430 километрах от Триполи. В мае 2015-го ИГ взяло под контроль аэропорт.
Данная террористическая организация с января этого года удерживает большую территорию вокруг Сирта, в частности и родное село Муаммара Каддафи. Власти Триполи утверждают, что боевики даже заручились поддержкой сторонников режима Каддафи, чтобы заполучить в Сирте нефтяные установки. В нынешнем феврале боевики взяли в плен, а потом обезглавили десятки христиан, находившихся в Ливии, среди которых были граждане Египта и Эфиопии.
Как известно, обосновавшиеся в Тобруке (восточная сторона государства) правительство и парламент признаны международным сообществом, но все называют их воплощением старого режима Каддафи. В свою очередь, нынешние власти Триполи поддерживают исламисты организации «Фаджр Ливия», которая, по словам ее противников, является террористической, но участвует в борьбе с «Исламским государством».
Соперничающими группами было отвергнуто минимум 4 предложения выхода из кризисной ситуации. Последним из них предполагалось признание сформированного по результатам июньских выборов 2014 года парламента единственной законодательной властью, а также формирование переходного правительства во главе с премьером и двумя вице-премьерами. Однако его, как и все остальные, отклонили.
Ситуация становится гораздо взрывоопаснее от того, что разные международные институции вмешиваются в религиозные и племенные конфликты. Катар и Турция поддерживают трипольское правительство. Судан подозревается в поставках оружия ИГ и «Братьям-мусульманам». А Египет оказывает поддержку правительству Тобрука с целью обезопасить свою собственную границу.
Обострение ситуации в северной части Ливии и провал ооновских переговоров делают практически неизбежным внешнее военное вмешательство. Хаос в Ливии играет на руку тергруппировке «Исламское государство». «Надо отправить спецподразделения для ликвидации ИГ в Ливии без всякого мандата, - убежден эксперт Пьер Серван. - Из-за разных промедлений и колебаний государство охватит пламя ИГ. Более того, это произойдет всего лишь в 600 километрах от нашей границы. Раз мы не ликвидировали ИГ в Месопотамии, то они появятся возле дверей Европы».
В связи с этим власти Ливии готовы координировать действия с российской стороной в борьбе с ИГ, если Кремль решит начать операцию в Ливии. Такое заявление сделал глава признанного международным сообществом правительства Ливии Абдалла аль-Тани: «Мы бы хотели, чтобы РФ начала борьбу с ИГ. Мы готовы координировать свои действия с РФ». Помимо этого, в конце прошлого месяца были запланированы разведполеты авиации Франции над Сиртом с авианосца «Шарль де Голль». Также, как сказали в Париже, будут осуществляться и иные вылеты.
Полумеры не допустимы.
Французская сторона отметает вариант вмешательства на ливийской территории, но вместе с тем установила временную военную базу в Мадаме (север Нигера), недалеко от ливийской границы. В настоящее время официально «в южной части Ливии французского военного присутствия нет», но эта зона вызывает достаточно серьезное беспокойство, поэтому расклад вполне может измениться. «Терроризм все больше расползается, - заявлял в нынешнем феврале генерал Палассе. - Здесь полумер быть не может. Или мы сражаемся и побеждаем терроризм, или он выживает, поскольку мы не бьем его везде». Французская армия, как известно, может похвастаться успехами в борьбе с тергруппами, но 2 очага дестабилизации, Ливия и «Боко Харам», продолжают представлять угрозу для региона.
Сейчас порядка 3,5 тысячи французских военнослужащих расквартированы на территории 5 государств (Чад, Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер), однако Ливия не входит в их число. Целью операции «Бархан» является выслеживание исламистов, свободно перемещающихся по региону в связи с «дырявыми» границами.
Юг Ливии в таких условиях становится инкубатором терроризма. Он становится местом, где «терроризм зарождается и развивается, - подчеркивает генерал Палассе. - Там дозволено все». «Если с этим ничего не делать, это приведет к ослаблению и даже дестабилизации целого ряда государств», - полагает он.
Отметим, группировка «Исламское государство» все больше укрепляет позиции на территории Ливии - в Сирте. Однако переговоры двух ливийских правительств под эгидой ООН никак не сдвинутся с мертвой точки.
Автор: Екатерина Кравец