18 декабря Конгресс США отменил действовавший на протяжении сорока лет запрет на экспорт американского «черного золота». Запрет уходит корнями к 1-му нефтяному кризису и эмбарго арабских государств 1973 года, повлекшего за собой нехватку бензина в Соединенных Штатах. Тем не менее выявление и активная разработка огромных запасов сланцевой нефти поменяли расклад, пишет издание Le Monde (Франция).
С 2008-го объемы производства «черного золота» в Соединенных Штатах выросли практически вдвое: до 281 (с ранее 146) миллиона баррелей в месяц. До достигнутого в октябре 1970-го рекордного показателя (310 миллионов баррелей) достаточно близко. В прошедшем году Соединенные Штаты даже вышли на первую позицию в мире по нефтедобыче. Сланцевая революция, оставшаяся относительно незамеченной, безусловно, останется в истории в числе основных достижений президента США Обамы за 2 президентских срока.
С точки зрения достигнутого на парижской конференции соглашения относительно сокращения выбросов парниковых газов, решение американского Конгресса не назвать хорошей новостью, пишет издание. Вместе с тем оно открывает невиданные перспективы в геополитическом плане. На фоне текущих нефтяных цен и стоимости транспортировки, не следует ожидать, что американское «черное золото» захлестнет Европу и Китайскую Народную Республику. А нефтяные котировки теперь останутся низкими надолго.
В прошедшем году Саудовская Аравия начала борьбу на понижение котировок в стремлении ослабить производителей Соединенных Штатов, а также Российскую Федерацию и Иран, - своих геополитических соперников. Теперь же она попала в свою собственную ловушку. Ее огромнейшие валютные резервы были значительно подточены щедрой политикой перераспределения и начатой в марте месяце войной в Йемене. Быстро восстановить их вряд ли получится.
В скором времени с Ирана будут сняты ограничения на нефтяной экспорт и европейское эмбарго. Соответствующее решение было принято в рамках подписанного в Вене в июле договора по ядерной программе этой страны. Ирану понадобится добыть, а также отправить на реализацию колоссальные объемы «черного золота» с той целью, чтобы подтолкнуть рост собственной экономики, которая истощена годами ооновских, европейских и американских санкций. Только вот инфраструктура Ирана находится в крайне плачевном состоянии. Она не в таком состоянии, чтобы быстро начать производить столько, сколько производилось в далеких 2000-ых годах.
Нефтяные цены заводят РФ в тупик.
Что же касается Российской Федерации, которая и так погрузилась в рецессию в связи с влиянием европейских санкций и снижающихся нефтяных котировок, перспектива окончания кризиса в экономике становится для страны все более отдаленной. Такие новости накладываются на неоднозначные результаты российской военной кампании на сирийской территории: почти 3 месяца ударов российской авиации значительно ослабили оппозиционные силы, однако правительственным войскам все еще не получается отвоевать потерянные территории. Без сомнения, этот статус-кво сыграл роль в найденном дипломатическом компромиссе в ООН по сирийскому вопросу, хотя Кремлю и удалось спасти сирийского президента Асада.
По украинскому конфликту уже очевидны первые признаки смягчения российской позиции. Завтра то же самое может произойти и в Сирии, где за сближением Вашингтона и Москвы пока не последовала саудовско-иранская разрядка (она очень важна в процессе урегулирования конфликта). В будущем либерализация сланцевого газа США могла бы перечеркнуть всю стратегию российского президента, который стремится оказать давление на Европу при помощи энергетики. А это является хорошей новостью для Европейского Союза, отмечает издание.
Если необходимо еще одно доказательство влияния вопросов энергетического характера во внешней политике, то достаточно вспомнить об иных новостях, затерявшихся в буре ближневосточного хаоса. В частности, 16 декабря Израиль и Турция приняли решение о восстановлении дипломатических связей, которые нарушились после штурма спецназом Израиля корабля «Мави Мармара» в 2010-м году (тогда погибли 9 турецких военнослужащих). Договор, в частности, предусматривает строительство газопровода в Анкару из Тель-Авива.
На фоне дипломатической изоляции, непростых отношений с Ираном и Российской Федерацией (двумя ее ключевыми поставщиками углеводородов) турецкая сторона нуждается в газе Израиля, добыча которого только недавно стартовала. А это оказалось новым ударом для действующего президента России, так как еще больше отдалило его проект газопровода, который идет в обход Украины.
В прошлогоднем июне один баррель Brent стоил 144 американских доллара, сейчас же речь идет о цене ниже отметки в 40 долларов. Более того, снижению нефтяных котировок невозможно помешать. В таких ближневосточных государствах как Иран, Саудовская Аравия и Ирак, издержки на добычу барреля сырой нефти равняются порядка 20-30 долларов, в РФ - 40-50 долларов. Сколько еще времени Россия, продающая «черное золото» себе в убыток, сможет выдерживать такое давление? Это проблема для экономики России. Цена ниже сорока долларов значит следующее: экономику действительно ожидают сложные времена, хоть она и так переживает проблемный период в связи с санкциями со стороны ЕС и США, - отмечают аналитики брокера SFX Markets.
Автор: Екатерина Кравец