Особенности нынешнего этапа противостояния между Западом и Российской Федерацией описала Лилия Шевцова. Она констатирует, что кризисом, разыгравшимся сейчас в Европе, Москва воспользоваться не сможет. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» онлайн-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио «Свобода».
В рамках интервью российский политолог Лилия Шевцова поделилась собственным мнением по поводу расстановки сил на современной геополитической арене. В частности, очевидным является кризис механизма принятия коллективных решений европейскими государствами. Трудности, возникающие в процессе принятия общих решений, вызывают некоторое беспокойство наблюдателей, поскольку создают оптимальные условия для раскола общеевропейских институтов.
Известно, что именно на внесение раскола в единство европейских государств направлены многие элементы внешней политики официальной Москвы. Происходящие сейчас в Европе события Шевцова называет кризисом актуальной модели либеральной демократии. Одной из главных причин кризисной ситуации является потеря основной миссии Европейским Союзом. По факту, Евросоюз сейчас заменяет одна только Ангела Меркель. Сама того не желая, канцлер Германии превратила свою страну в мировую сверхдержаву.
Актуальные мировые тенденции, по мнению эксперта, складываются наилучшим образом для Кремля. Сама идея либеральной демократии постепенно теряет собственную привлекательность. По данным организации Freedom House, ареал мировой демократии постепенно сокращается еще с 2006-2007 года. Параллельно с этим фиксируется активизация попыток заполнить вакуум со стороны государств нелиберальных (Россия, Китай и Иран, освобождающийся от санкций). Создавшаяся ситуация представляет собой идеальные для России условия наращивания своего влияния на международной арене.
Однако воспользоваться в полной мере создающейся ситуацией Россия не в силе по причине наличия огромного количества изъянов в своей структуре власти. Кремлевскими стратегами были сделаны неверные выводы о подведении Запада. Европейское руководство не всегда ведет себя принципиально или одинаково. После нескольких попыток Москва сделала вывод о том, что Запад применяют оппортунистскую стратегию перед лицом любой опасности. Ожидание оказалось ошибочным и повлекло за собой неприятные для Кремля последствия ситуации в Крыму и на Донбассе.
Характеризуя российскую систему самодержавия, Шевцова констатирует, что при анализе пространства вариантов Москва обычно останавливается на любом возможном, отвергая при этом единственный адекватный. Самой важной причиной негативных последствий для России эксперт называет то, что адекватно оценить возможные последствия нарушения международного законодательства и предвидеть реакцию на нарушения со стороны Запада в Москве не сумели.
Политолог считает, что на аннексию Крыма и поддержку сепаратистского мятежа на Донбассе Кремль вряд ли пошел бы при наличии данных о будущих последствиях. Можно предположить, что в процессе планирования «гибридной войны» московские стратеги надеялись на реакцию европейцев, аналогичную событиям после войны в Грузии.
Не исключено также, что ранее в Москве решили, что эпоха Запада с его либеральной демократией успешно завершилась. Именно на этом выводе в 2013 году в Кремле была построена новая концепция российской внешней политики. Показательными в этом случае являются заявления Сергея Лаврова, главы российской дипломатии. Министр неоднократно заявлял, что возможности Запада себя исчерпали, и наступает время для увеличения значения России, период возвращения былого величия.
Коллективный Запад хозяин Кремля ошибочно считал слабаками.
С представителями европейского политикума российский президент до этого времени общался довольно активно, имел множество возможностей изучить их манеры поведения и возможную реакцию на разные события. Вероятно, общение с европейскими политиками, начиная с Сильвио Берлускони и заканчивая Бараком Обамой, заставило российского лидера сделать вывод о слабости оппонентов, с которыми по большому счету можно и не считаться.
Шевцова отмечает, что в некоторой степени российский президент был прав в своем выводе, поскольку Западу сейчас действительно трудно принимать совместные решения. В обновление международных отношений, как и самой модели либеральной демократии, западные лидеры уже не могут внести весомый вклад. Тем не менее кризис западной модели сосуществования государств происходит уже не впервые.
Ранее Запад успешно преодолевал кризисные ситуации в 30-х годах прошлого столетия, а также в 70-х годах. Как оказалось в результате, кризис является единственным действенным механизмом для качественного обновления западной модели и существующей общественной системы. Очевидно, в Кремле переоценили не только глубину кризиса на Западе, но и степень ущербности европейской политики. Именно в этом, по мнению эксперта, заключается главная ошибка, совершенная Москвой.
Вопреки ожиданиям Кремля, Запад смог консолидироваться. Обращает внимание Шевцова на то, что консолидация европейских стран произошла на удивление быстро, на протяжении одного года. В среде европейских лидеров присутствует единство по вопросу санкций против России. В конечном итоге санкционное воздействие заставит российское руководство выполнить обязательства по Минским договоренностям.