Жизнь в Российской Федерации, так же как и ее отношения с иными государствами, была в нынешнем году очень богата на события. Основными из них российский политолог Станислав Белковский выделяет убийство видного оппозиционного политика Бориса Немцова и начало российской кампании на сирийской территории. Согласно его мнению, в предстоящем году следует ожидать развития тех же тенденций. Об этом он рассказал изданию DELFI.
Вместе с тем политолог подчеркивает, что переключение Москвы с Украины на Сирию может быть не последним, так как Кремль не оставляет усилий, чтобы принудить Запад к разделу мира. «Начало российской кампании на территории Сирии показало, что действующий президент России будет продолжать эскалацию войны, чтобы принудить Запад к переговорам относительно раздела мира. По этой причине нас ожидает усугубление военного контекста в современной российской истории», - отмечает политолог.
Государственный ритуал?
Говоря о последней пресс-конференции, во время которой российский президент о многом предпочел не говорить Белковский отметил: «Владимир Путин никогда не говорит о многом. Он, скорее, любитель скрывать что-то и наводить тень, нежели откровенно излагать собственные мысли. Что касается пресс-конференции, то она необходима в качестве элемента государственного ритуала. Ритуал предполагает проведение трех важных публичных мероприятий в год: послание Федеральному собранию, большую пресс-конференцию и прямую линию с народом. Поскольку российский президент фанат стабильности, он полагает, что неукоснительное следование этому ритуалу является важной составной частью стабильности. Поэтому эти пресс-конференции и проводятся. Недавняя пресс-конференция показательна, скорее, тем, что Владимир Путин на ней выглядел вяло. Более того, он испытывал незначительный интерес к темам, которые обсуждались. Это я увязываю с отсутствием у него какого-нибудь внятного месседжа для аудитории. В минувшем году было понятно, он должен был еще раз вернуться к крымской теме, объявив аннексию полуострова величайшим политическим и историческим достижением. Также он должен был объяснить народу, что кризис - это вовсе не страшно, и что продлится он не дольше 2 лет. Однако в нынешнем году никаких сообщений о великих свершениях, никаких оптимистических реляций в экономической сфере у Путина не было. Поэтому во время пресс-конференции он говорил сумбурно, очень часто путался, а постом по собственной инициативе завершил ее через 3 часа после начала, чего раньше никогда не делал».
Согласно его мнению, целью Кремля является не Сирия и не Украина. Цель России в том, чтобы принудить Запад к переговорам о разделе мира.
Имиджевый ущерб.
На вопрос о том, в состоянии ли санкции, предпринятые в отношении России, вразумить Кремль, политолог отметил, что «лично Путина - нет». «Ведь он очень упертый и упорный, а если на него оказывается давление, то он всегда поступает наоборот, вовсе не так, как ждет от него источник этого давления. Элиты же - да, поскольку они сильно страдают от санкций. При этом речь не только о закрытии доступа к западным источникам технологий и финансов, что для субъектов экономики России является крайне важным, а речь о необходимости изменения образа жизни, который для российской элиты неразрывно связан с Западом. Это и капиталы, размещенные на Западе, и образование детей, и недвижимость, и что крайне важно, здравоохранение, так как система здравоохранения в России деградирует и не в состоянии предложить приемлемого для элит уровня. В связи с этим людям приходится менять жизненные стратегии, на которые они всю жизнь работали. Это естественно усугубляет неприятие политики Путина в элитах, а также разрыв между большей частью элиты и главой государства.
Помимо этого, санкции, кроме прямого эффекта, имеют также и непрямой эффект - качественное ухудшение имиджа России на Западе. И такой имиджевый ущерб, с трудом подлежит измерению в материальных активах или деньгах», - отмечает политолог.
Согласно его словам, противоречий между РФ и ее партнерами по ЕАЭС не меньше, нежели общих точек соприкосновения. «Это касается несогласованных элементов общей военной и таможенной политики. Казахстан и Беларусь сильно испугались после аннексии Крымского полуострова, что агрессивные планы российского президента распространятся и на них. Поэтому я не преувеличивал бы плотность партнерства в рамках ЕАЭС. Казахстан и Беларусь все больше лавируют между Российской Федерацией и иными центрами силы, становятся менее зависимыми от РФ, чем раньше», - полагает Станислав Белковский.
В новом году от российской стороны следует ожидать развития тех же тенденций, что и в нынешнем, как полагает эксперт. «Российский президент будет сконцентрирован по большей мере на военной и международной политике. Внутренняя политика и экономика его не сильно беспокоят. Он по-прежнему будет вести политику по принуждению Запада к любви при помощи кнута и пряника. Но и кнут недостаточно силен, и пряник не очень сладок, поэтому не ясно, насколько успешной может оказаться эта линия. А внутри государства при сохранении санкций продолжится снижение экономики. Также этому будут способствовать низкие нефтяные цены, поэтому в элитах будет нарастать раздражение кремлевским курсом», - отмечает Станислав Белковский.
Автор: Екатерина Кравец