Кшиштоф Седлецки, руководитель фармакологической компании Astellas Pharma Europe BV (Япония), возглавивший в конце этого года Европейскую Бизнес Ассоциацию (ЕВА), утверждает, что борьба с коррупцией дешевой быть не моет. Более детально мнение нового руководителя Европейской Бизнес Ассоциации относительно того, что борьба с коррупцией не может быть дешевой, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер.
В интервью изданию "Новое время" Кшиштоф Седлецки отметил, что в Украине за последние год-два стало легче разговаривать и с министерствами, и с депутатами парламента. Новое правительство воспринимает бизнес, как партнера, понимает его значимость, ведется диалог, правда, эффективность этого диалога – это уже другой вопрос, и тех результатов, которых хотелось бы, добиться удается не всегда. При этом не стоит забывать, что задачи, стоящие перед правительством, гораздо шире задач, стоящих перед бизнес-ассоциацией, и необходимо стараться всегда понять своих партнеров, поскольку ассоциация работает в рамках государства. При этом правительство обязано заниматься всеми, а не только одним лишь бизнесом.
У ЕВА даже есть показатель эффективности переговоров с правительством, и он составляет примерно 50 процентов. Диалог, как минимум, виден, видно, что правительство старается прислушиваться к бизнесу, запрашивает у него помощь. Для многих компаний такой вариант называется "для общественного добра" – предоставление правительству юридических консультаций. Бизнес понимает: ресурсы правительства ограничены, и предлагает использовать те ресурсы, которые есть у него, и суммарно это может в итоге привести к чему-то хорошему. Другое дело – насколько данная помощь будет использована – это ведь совместная работа, и она могла быть лучше. Бизнес будет стараться развивать ее, однако при этом надеется на аналогичный подход и со стороны правительства.
Говоря о вопросе возможной отставки нынешнего состава Кабинета министров, звучавших на протяжении всего декабря, Седлецки отметил, что у бизнес-ассоциации нет лицензии, дающей право оценивать работу правительства. По его словам, было бы не совсем правильно, если бы он начал говорить, какой из министров работает правильно, а какой работает неправильно. Очень легко давать свою оценку людям, не имея при этом полной информации о том, как он работает на самом деле, и бизнес не всегда видит те препятствия, которые присутствуют в работе Кабмина. Поэтому говорить о том, что один министр сработал на "отлично", тогда как другой вообще ничего не сделал – было бы неправильно.
В Украине свою специфику имеет не здравоохранение, а коррупция – Седлецки.
Объясняя, насколько важным для Украины вопросом является реформа здравоохранения, и почему именно с этой сферой связаны такие серьезные проблемы, президент ЕВА напомнил, что имениннику в его День рождения никто не желает 20-процентного НДС – ему в первую очередь желают здоровья. Поэтому одной из задач, стоящих перед правительством, является обеспечение своим гражданам хорошей системы здравоохранения. Украинские показатели здоровья сегодня смотрятся не очень хорошо, и страна плетется в самом хвосте Европы. Поэтому должна быть поставлена задача вывести данный показатель на европейский уровень.
Здравоохранение в Украине является одной из наиболее коррумпированных сфер, и сегодня это ни для кого не является секретом – в принципе, это как раз и есть ответ на вопрос о том, почему реформы здесь проводятся столь медленно. Отвечая на вопрос, как нужно бороться с коррупцией, и есть ли у здравоохранения какая-то своя специфика, глава ЕВА заявил, что, по его мнению, своя специфика есть вовсе не у здравоохранения. Коррупция возникает там, где у кого-то есть возможность распоряжаться чужими деньгами, тратить чужие деньги, где отсутствует прозрачная, понятная и четкая система. Если система, в которой есть государственные деньги, мутная – то там возникает почва для коррупции.
Седлецки объяснил, что несмотря на свою работу в фармбизнесе, у него нет рецепта, позволяющего изменить сложившуюся ситуацию. Тем не менее, напомнил он, в мире существуют всем известные способы, позволяющие убирать коррупционные схемы. В частности, для минимизации коррупционного подхода, все процедуры должны быть максимально прозрачными – ведь чем больше полномочий предоставляется одному человеку, тем более высокой будет его ответственность.
Если вы пришли к чиновнику, а он вам отказал, то возможность отказа по конкретным, четко прописанным причинам, убирает почву для коррупции. Между тем в Украине имеется одно "волшебное" слово – это слово "прочее", всегда дающее возможность появиться коррупции. Еще одним элементом борьбы с коррупцией является жесткий контроль, вплоть до провокаций.
Сегодня украинское общество заявляет о своем желании покончить с коррупцией, однако множество вопросов при этом украинцы хотят "решать" дешевым способом, но так покончить с этим явлением не удастся. У украинцев нет однозначной позиции по поводу того, что они не согласны больше терпеть коррупцию. В Польше это явление так же присутствует, более того – коррупция есть практически во всех странах Европы, но там общество выступает категорически против этого, тогда как в Украине это стало практически частью жизни.