Майкл Найтс, сотрудник Института ближневосточной политики (Вашингтон), полагает, что взятие иракскими элитными силами по борьбе с терроризмом населенного пункта Рамади, вынудившие отступить боевиков ИГИЛ, является моделью победы над "Исламским государство" в целом. Более детально мнение эксперта относительно операции по освобождению Рамади, как модели будущей победы над ИГИЛ, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Майкл Найтс в своей статье, опубликованной интернет-порталом ВВС, напомнил, что 28 декабря иранскими элитными антитеррористическими силами был взят под контроль населенный пункт Рамади, а над зданием штаб-квартиры городской администрации снова развевается государственный флаг. После многих недель ожесточенных боев, большая часть боевиков ИГИЛ бежала в Суфию – это сельский район, расположенный к северо-востоку от Рамади. Помимо этого, они также удерживают несколько укрепрайонов в разрушенной центральной части города.
Данный населенный пункт, судя по всему, еще множество раз будет становиться мишенью для исламистов, и будет страдать от террористов-смертников, не желающих стабилизации ситуации в данном регионе. Однако вероятность того, что ИГИЛ снова сумеет взять под свой контроль Рамади небольшая.
Практически с самого начала боев было понятно – "Исламское государство" рано или поздно утратит контроль над городом, однако контроль над Рамади, судя по всему, и не рассматривался ИГИЛ как первостепенная задача. Исламисты неоднократно использовали бои в городе в качестве отвлекающего маневра, чтобы отвлечь иранскую армию от штурма позиций "Исламского государства" в Мосуле.
В настоящее время в ИГИЛ понимают, что операция по освобождению Рамади подходит к завершению, и после нее настанет черед битвы за Мосул – главной военной кампании. "Исламское государство", конечно же, может организовать еще один отвлекающий маневр, однако и иракские, и сирийские войска сегодня подготовлены уже гораздо лучше, тем более, что с воздуха их действия поддерживает военная авиация коалиции во главе с США.
Наиболее вероятным вариантом является начало сражения за Мосул в первой половине следующего года. Ожидается, что сперва правительственными силами будут уничтожены стратегические объекты и укрепления ИГИЛ, в том числе, и расположенный в Кайаре нефтеперерабатывающий комплекс, а также населенные пункты к югу от Мосула, в долине реки Тигр – их планируется буквально сравнять с землей. После этого правительственные силы на протяжении нескольких месяцев будут не спеша брать город в кольцо, активизируя одновременно с этим удары с воздуха по главным инфраструктурным и правительственным объектам террористов. После того как спадет летняя жара, может начаться мощное наступление на Мосул.
Бои за Рамади сплотили силы коалиции и иранскую армию.
Несомненно, руководство ИГИЛ сумело воспользоваться боями за Рамади, как отвлекающим маневром, однако уроки, вынесенные из этих сражений, стали весьма полезными и для сил коалиции, и для иракской армии – бои за данный населенный пункт сплотили их. Коалиции и иракской армии удалось собрать значительный объем разведывательных данных о расположении сил противника, что позволило существенно повысить эффективность наносимых с воздуха ударов. Помимо этого, иракские военные именно в боях за Рамади успешно освоили полученное от сил коалиции оружие, научившись им грамотно пользоваться.
В частности, армией Ирака была освоена тактика согласованного между разными родами войск нападения, позволяющая нанесением одного удара зачистить от противника большую территорию. Предоставленное Соединенными Штатами Америки спецоборудование для разминирования больших площадей позволяет быстро очищать огромные территории от самодельных взрывных устройств, после чего инженерными войсками быстро возводятся новые линии обороны, не позволяющие противнику провести контратаки. Иракские военные смогли наглядно продемонстрировать свое умение восстанавливать разрушенные боевиками ИГИЛ мосты, и данные навыки будут весьма полезными уже в битве за Мосул.
Освобождение Рамади в очередной раз показало – проводить крупные военные операции нужно под профессиональным военным командованием, а не силами добровольных вооруженных формирований. В Байджи и в Тикрите полевые командиры потерпели несколько неудач, пытаясь отбить данные населенные пункты у террористов, однако в конечном итоге расклад сил в течение нескольких дней был изменен армией Ирака, действовавшей при поддержке боевой авиации коалиции.
Этот момент имеет очень важное значение, поскольку полевые командиры шиитских сил, такие, например, как Хади аль-Амири, или Абу Махди аль-Мухандис, считающийся в Соединенных Штатах террористом, несомненно, попытаются сыграть в освобождении от ИГИЛ Мосула ключевую роль. Но не стоит забывать о местных политических особенностях – в частности – большую часть населения Мосула составляют сунниты, и они, скорее всего, воспримут освободивших город шиитов как иностранных оккупантов. Поэтому проведение таких ключевых военных операций, как освобождение от "Исламского государства" Мосула, или же изгнание исламистов из Рамади, Байджи и Тикрита, под профессиональным военным командованием национальных армий является очень важным моментом.