Уходящий год был отмечен выяснением разногласий между Россией и Украиной с ЕС по договору о свободной торговле. 13 встреч с июля прошлого года было проведено, но результатов никаких. Еврокомиссия говорит России об отсутствии у нее гибкости и нежелании услышать собеседников. Чиновники Евросоюза даже опубликовали перечень мифов, которые Россия активно использует для аргументации своей позиции. С российской стороны в сторону европейцев звучат примерно такие же обвинения в нежелании найти компромисс и неготовности к диалогу. А с нового года соглашение о свободной торговле между Украиной и ЕС вступает в силу. «Русская служба «Би-би-си» попросила Минэкономразвития РФ и экспертов прокомментировать основные разногласия сторон», - передает издание «Биржевой лидер».
Россия отвечает на договор о свободной торговле между Украиной и ЕС выходом из аналогичного соглашения с Украиной. Теперь импорт украинских товаров на российскую территорию будет возможен только после оплаты пошлины. Вместе с тем с 1 января вводится эмбарго на импорт продуктов из Украины. Ранее же ЕК, Украина и Россия не смогли договориться по нескольким спорным вопросам. Вот некоторые из них.
Сохранение действия ГОСТ на ближайшие 10 лет.
Как поясняют в Минэкономразвития РФ, российская сторона хочет сохранить стандарты ГОСТ на ближайшее десятилетие по приоритетным промсекторам и на срок до 5 лет по всем остальным. Со стороны ЕС, как говорят российские чиновники, было предложение о, соответственно, на 5 и 3 годах. Россия считает, что бизнесу нужно целое десятилетие для адаптации к евростандартам. В МЭР говорят, что компаниям придется переоснащать оборудование, заменять маркировку товаров, получать сертификаты, проходить исследования. На это нужно время и большие финансовые затраты.
Европейцы считают 10 лет слишком долгим термином, а сохранение ГОСТ на этот период может привести к появлению нечестной конкуренции между товарами из РФ и ЕС, стандарты качества для которых будут различные. Такая ситуация может подорвать соглашения о свободной торговле между ЕС и Украиной. Поэтому в ЕС согласны на сохранение действия ГОСТ, но на непродолжительный период для ключевых отраслей. При этом отмечено, что Россия не предоставила список товаров, которые могут пострадать от новых технических стандартов. Соглашение о свободной торговле подразумевает переход на технические требования ЕС только 27 секторов Украины, и она уже перешла по 24. Российские компании пока не жаловались на проблемы с выполнением европейских технических стандартов, а российский экспорт в Украину вырос.
Россию тоже можно понять в этом споре, как считает профессор Тринити-колледжа в Дублине К. Гурджиев. Стандарты ГОСТ во многом устарели и очень отличаются от европейских во многих областях. В случае введения евростандартов по российской промышленности тем самым будет нанесен серьезный удар. Понадобится от 10 до 15 лет, чтобы российские компании смогли адаптироваться к евростандартам, непросто будет и Украине.
Новые санитарные нормы.
ЕК говорит, что Россия настаивает на сохранении фитосанитарных требований, что противоречит соглашению о свободной торговле. В МЭР РФ поясняют, что у России и Украины была скоординированная политика в области санитарных мер. При переходе Украины на евростандарты она откажется от договоренностей, а для российских компаний возникнут проблемы, поскольку, например, придется пройти дорогие процедуры для подтверждения качества продукции.
По мнению профессора ВШЭ А. Портанского, ситуация напоминает спор по поводу ГОСТ. На просторах СНГ действуют свои нормы, и от них сразу отказаться невозможно. Проблема не столько в качестве продукции, считает Гурджиев, сколько в устаревшей системе логистики России и Украины. Согласно европейским нормам, необходимо предоставить информацию о месте производства и передвижении продуктов, пока в России и в Украине нет таких систем.
Продуктовое эмбарго на товары ЕС.
В ЕС указывают, что Россия настаивает на ограничении импорта Украиной отдельных видов продуктов животноводства и овощеводства из ЕС. Есть обеспокоенность в том, что Россия потребует от Украины ввести продуктовое эмбарго. В начале этого месяца министр иностранных дел Украины П. Климкин говорил о том, что Россия потребовала с 1 января присоединиться к эмбарго продуктов из ЕС.
В МЭР РФ говорят, что такого требования не было, однако Россия меж тем ввела продуктовое эмбарго в отношении Украины.
Данные о транзакциях и сделках.
В российском Минэкономразвития говорят о предложении по организации трехстороннего обмена информацией о передвижении товаров и электронной проверке сертификатов. При этом о проверке таможенной стоимости товаров речь не идет. В России опасаются, что под видом украинских товаров к ней будут попадать товары из Европы. Кроме того, можно будет уйти от разного рода мошенничеств и искажения статистических данных.
Однако ЕК утверждает, что российские требования несколько иные. Она требует предоставления развернутых данных о стоимости товаров, при этом нужна не совокупная статистика, а данные по каждой сделке, что противоречит европейским нормам о защите деловой информации.
Включение украинских электросетей в европейскую энергосистему.
Договор о ЗСТ к энергетике не имеет отношения. В МЭР РФ говорят, что российская сторона требует определить порядок работы российских и украинских электросетей. С выходом электросетей Украины из параллельной работы с российской энергосистемой потребуются затраты на создание распределительных мощностей. ЕК считает претензии безосновательными.
По словам Гурджиева, системы электроснабжения двух государств действительно связаны, но в этом нет особой проблемы. Россия продолжает сотрудничество по этому направлению с Финляндией, были проекты по электропоставкам из России в страны Балтии.