В последние несколько недель прошлого года российская информационная повестка существенно изменилась. Главным врагом России перестала быть Украина, с легкостью россияне сменили вектор гнева, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В конце прошлого года состоялась смена «главного врага» россиян, государства, которое постоянно является объектом медиа-атак со стороны российской прессы. На первой позиции рейтинга, сместив Украину, оказалась Турция. Культуролог Ян Левченко готовность российского населения к переходу на другого врага называет явлением вполне объяснимым. Изначально граждане готовы к восприятию внушаемой информации.
Еще с советских времен население привыкло постоянно демонстрировать лояльность к власти. Граждане действуют в соответствии с собственным пониманием информационной повестки. Известно, что на протяжении довольно длительного времени повестка предусматривала изоляцию. Некоторые элементы дружелюбия преподносились с намеком на условность дружбы, ее исключительно официальный характер.
Склонность к теории заговора заставляла россиян верить в то, что за любым углом будто бы скрываются чьи-то корыстные интересы, граждане постоянно искали намеки на присутствие кукловодов, руководящих государствами, которые уничтожают друг друга. Потребители медиапродукта привыкли, что в мире постоянно ведется какая-то борьба, поэтому терять бдительность ни в коем случае нельзя.
Очевидной также является тенденция к направлению проекции своих повседневных проблем на остальные сферы жизни. Собственные трудности россияне пытаются рассматривать в глобальном измерении. Придание проблемам масштабности снижает ответственность каждого отдельного человека за возможное неверное решение и потенциальные неприятности.
Любому человеку проще обвинять в собственных неприятностях кого-то другого. День, который не складывается с самого утра, легко можно объяснить происками условной Турции, «бандеровцев» или любых других возможных персонажей. Левченко констатирует, что тактика заговаривания своих проблем с перекладыванием их на чужие плечи для любого обывателя удобна.
Применением этого принципа также можно объяснить распространенное мнение о том, что российские граждане являются жертвами массового зомбирования. Подобное объяснение культуролог называет интеллигентской сказкой про белого бычка. Приверженцы этой точки зрения полагают, что если потереть любого отдельного человека – под внешней гадостью можно обнаружить нечто белое, яркое и блестящее.
Уверен эксперт, что подобная позиция содержит в себе признаки самообмана, поскольку вряд ли что-то хорошее можно обнаружить в абсолютно всех людях. Людям привычнее обвинять других вместо себя. Они могут защищаться любыми доступными способами, изворачиваться. Все доступные уловки применяются чтобы избежать необходимости копаться в самом себе, задавая при этом неприятные вопросы.
В российском обществе телевидение выполняет функцию сбора и направления агрессивной энергии, которая накапливается в гражданах. Гражданское общество на внутреннюю и внешнюю государственную повестку реагирует очень чутко. Очевидно, что внешняя политика России очень агрессивная. Внутренние проблемы, которых в Российской Федерации хватает с лихвой, Москва пытается объяснить наличием внешнего вмешательства. Обвинять кого-то другого в провале собственной политики, Кремлю намного проще, чем объяснить, почему произошло именно так.
Телевидение как система для сбора общественных фекалий.
В механизме функционирования российского общества, по мнению культуролога, телевидение можно сравнить с канализацией. Главной функцией канализации является направление потоков фекалии, а также других нечистот и продуктов человеческой жизнедеятельности, в нужное русло. С помощью наличия этой системы большое скопление людей может функционировать более-менее гигиенично.
Аналогичную функцию выполняет телевидение – оно ежедневно задает жизненный ритм с помощью новостей и телесериалов. На громкий скандал или ругань в эфире, когда бурно обсуждают какой-то вопрос подставные актеры, телезритель реагирует, как на пожар. В телеэфире ругань воспринимается, как некое подобие драки в кабаке. На экране телевизоров люди наблюдают за проявлением низменных человеческих чувств, но как за событиями, которые не требуют от них какого-либо непосредственного участия или даже минимальных усилий.
Телевидение успешно пользуется популярностью у целевой аудитории скандальных передач. Примечательно, что целью телеэфира в принципе, не является статической воспитание, поскольку нельзя телевизор сравнивать со школой. Именно поэтому в некотором смысле телевидение следует рассматривать как канализацию, или же терапию, если человек ищет в контенте позитивную информацию.
Однако для функционирования манипуляционной функции телевизора человек изначально должен быть предрасположен к восприятию преподносимой информации. В качестве исходного материала телевидением используются присутствующие в сознании человека неясные представления, склонности или страхи. Уверен Левченко, что в случае отсутствия установок в человеке вряд ли он будет объяснять плохо прожитый 2015 год тем, что условный Обама нагадил в подъезде.