Тенденции в российской экономике и возможные сценарии развития событий прогнозируются представителями экспертной среды. На данное время профильные специалисты не могут определить время достижения дна экономикой страны, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В публикации для агентства Reuters Эксперт Дарья Корсунская описала неутешительные тенденции в российской экономике. Она уверена, что в следующем году экономика государства продолжит падение вниз, которое будет сопровождаться снижением активности производства, инвестиционным кризисом, а также падением уровня жизни населения и доходов россиян.
Факторами риска для экономики страны эксперт называет цены на энергоносители, военные действия в Украине и на территории ближневосточного региона. Негативно влияют на прочность экономики страны ограничительные меры, введенные США и Евросоюзом, а так же ответы на них со стороны Москвы. Кроме того, в список врагов совсем недавно внесена Турция. Совокупность указанных факторов является для российской экономики настоящим испытанием на прочность.
По мнению аналитиков и экспертов, негативные факторы, представляющие угрозу для российской экономики, в текущем году сохранять свою актуальность. Геополитические риски с высокой степенью вероятности будут возрастать, а стоимость энергоносителей тенденции к повышению не демонстрирует. В создавшейся ситуации вполне возможны необдуманные действия руководства страны для минимизации негативного влияния на общество экономических проблем.
Эксперты ожидают, что российское правительство продолжить реализацию «тактики затыкания дыр» в условиях отсутствия единой экономической политики. Кроме того накануне выборов Москва вряд ли решится на реализацию кардинальных перемен. За кризис в 2016 году все так же придется платить бизнесу и населению. Следует ожидать существенного увеличения роста нагрузок и ограничений для предпринимателей и граждан.
Евгений Надоршин, главный экономист фонда «Капитал», отмечае, что он лично не видит освоения руководством страны уроков кризиса 2009 года. Тактику официальной Москвы эксперт сравнивает со школьником-двоечником, который повторно получает по лбу знакомыми граблями, поскольку с первого раза урок усвоить не сумел.
Великое множество проблем экономического характера Надоршин связывает также с режимом ручного управления. Он отмечает, что количество рук, которые могут принимать решения, ограничено, поскольку большая их часть занята. Одни специалисты российского руководства заняты решением проблем, с экономикой никак не связанных. Вторая часть занимается решением текущих проблем, тушением возникающих повсеместно пожаров. При этом у российского правительства нет ни времени, ни готовности заняться разработкой единой экономической стратегии, вопросы решаются беспорядочно, по мере их поступления.
Стоит отметить, что перед новогодними праздниками российский рубль находящийся в мощном нисходящем тренде к доллару США пробил психологический уровень в 73 рубля за бакс, - резюмировали аналитики инвестиционного фонда Nordhill Capital:
Восстановления пока откладывается, экономика продолжает искать пресловутое дно.
На протяжении всего прошлого года чиновники разного ранга как мантру повторяли известие о том, что экономика государства прошла точку минимума. Нащупать минимум в прошлом году пытались многие российские чиновники. Все утверждения о том, что дно пройдено, в октябре оказались неправдивыми. Несмотря на успокоительное речи руководства страны, экономика возобновила движение в негативном тренде, в ноябре тенденции усилились.
Главный экономист ВЭБ Андрей Клепач констатирует, что последний квартал прошедшего года перечеркнул хрупкие позитивные движения экономических показателей, которые наметились в третьем квартале. Примечательно, что данные за ноябрь не учитывают событий, случившихся в декабре – падение ценовых показателей на энергетическом рынке и рост геополитической напряженности.
При анализе создавшейся ситуации, банкиры и чиновники обращают внимание на то, что теперешний кризис на предыдущие непростые этапы в российской истории не похож. К примеру, в кризисе 1998 и 2008-2009 годов после резкого падения экономика демонстрировала не менее активный рост.
Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ банка, отмечает, что в прежние кризисы можно было наблюдать приблизительно одинаковую картину – падение экономических показателей, снижение стоимости активов и девальвацию валюты. Впрочем, вслед за кризисом фиксировалось восстановление и приток инвестиций.
Ситуация, с которой Москве пришлось столкнуться сейчас, представляют собой совершенно новый феномен. Стоимость российских активов существенно сократилась, а желающие их приобрести не появились. С подобной ситуацией России приходится сталкиваться впервые за всю ее историю.
Условий для роста экономики внутри государства Надоршин не видит. Он полагает, что старт восстановления вполне мог бы произойти после проведения процедур, направленных на повышение эффективности посредством болезненной оптимизации, сокращения численности неэффективных работников с высвобождением прибыли для направления ее на модернизацию. Альтернативой этого сценария является создание новых мощностей. Однако длинные деньги в России отсутствуют, как и любые перспективы роста в нынешних условиях отказа правительства от оптимизации.