Механизмы существования оппозиции в современной России описал Гарри Каспаров. Он полагает, что в государстве могут существовать только оппозиционные движения, так или иначе согласовывающие свое действия с Кремлем. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Каспаров.ru».
Российский оппозиционер Гарри Каспаров, пребывающий в эмиграции, отвечая на вопросы общественности, представил собственное видение существования оппозиционных сил в нынешнем Российском государстве. По мнению Каспарова, функционирование настоящей оппозиции невозможно при той степени тоталитарности, которой сейчас достиг путинский режим.
Все политические силы, которые считают себя оппозиционными, по утверждению Каспарова, могут функционировать исключительно при наличии негласного согласия на их работу со стороны Кремля. Обращает внимание оппозиционер, что это совсем не следует понимать, как прямую связь между режимом и его противниками. Однако в сформировавшихся условиях, Кремль рассматривает деятельность оппозиционеров как явление, которое помогает продлить жизнь неототалитарному режиму.
Бытующие в современном российском обществе разговоры о человеке, который может занять пост президента в условиях демократии, Каспаров называет принципиально неверными суждениями. Политическое устройство России после ухода Путина шахматист называет совершенно очевидным. Вполне логичным считает Каспаров предположение о том, что пост президента России, в случае его сохранения как такового, будет во многом представительским. При этом функция формирования состава исполнительной власти будет отдана парламенту.
Кроме того, очевидным называет Каспаров отсутствие в переходном периоде соревнования между разными политическими силами, отстаивающими свои программы. Он обращает внимание на то, что в государстве, по сути, нет законодательной базы, поскольку теперешнее руководство страны провело денонсацию Конституции. Поэтому одной из основных задач в переходной период является подготовка страны к выборам в Учредительное собрание. Уверен шахматист, что именно этим органом должны быть определены оптимальные формы управления государством и разработаны конституционные документы. Для подготовки к выборам состава Учредительного собрания потребуется мобилизация здоровых сил общества, но только после выполнения всех необходимых процедур возможен демократический избирательный процесс.
«Либеральная оппозиция» считает Путина меньшим злом – Каспаров.
В настоящее время активные российские граждане, принимающие участие в оппозиционных акциях, поддаются давлению со стороны работодателей. Активная часть российского общества оказывается под угрозой увольнения, их поддают травле на работе. Каспаров полагает, что в будущем давление будет только усиливаться. Целесообразным он называет поиск горизонтальных связей с помощью социальных сетей. Сформированные горизонтальные связи для оппозиционно настроенных россиян, проживающих в регионах, важны не только как инструмент для проведения акций, но и возможная помощь в будущем.
Выразил свое мнение Каспаров также по поводу присутствия в государстве так называемой «либеральной оппозиции». Он уверен, что «умеренные оппозиционеры» продолжают оказывать поддержку хозяину Кремля, поскольку изначально были частью созданного режима. Шахматист рассказывает, что формирование режима началось еще во времена Ельцина, и за длительный период успели принять участие в процессе очень много людей. Во времена Путина состоялся финальный этап формирования системы.
Все люди, которые сейчас выступают с осторожной или более-менее резкой критикой президента, на одном из предыдущих этапов внесли собственный вклад в формирование существующего режима. Одной из причин создавшейся ситуации является убеждение государственных лидеров в том, что «нормальная демократия в России невозможна». Сторонники подобных взглядов также полагают, что российский электорат должен быть менее либерален, чем власть.
Для функционирования оптимального, с точки зрения Москвы, механизма необходимо жертвовать определенными демократическими ценностями. На данном этапе, по мнению Каспарова, «либеральная оппозиция» представлена условным Чубайсом и Кудриным и рядом деятелей калибра поменьше. Объединяет этих людей то, что в глубине души они по-прежнему рассматривают Путина, как меньшее из зол.
Скептически относится Каспаров к возможному объединению оппозиционных сил в России. Он отмечает, что оппозиция представляет собой политическую категорию, состоящую из людей, организаций и объединений, которая принимает участие в реальной борьбе за власть. В идеале оппозиционеры должны хотеть поменять власть в государстве, а также существующий порядок вещей. Тем не менее, в России еще во времена Ельцина стало ясно, что понятие оппозиции несколько трансформировалось.
Обращает внимания Каспаров на то, что на протяжении последних 20 лет лидеры оппозиции остаются неизменными, люди просто продолжают играть свою роль. Системная оппозиция никоим образом не заинтересована в возможной смене властной парадигмы, поскольку хорошо себя чувствует и в рамках существующего режима. Каждый лидер системной оппозиции на протяжении многих лет выступает с одной и той же программой, которая для Кремля является гарантией отсутствия реальной оппозиции на определенном участке.