Массовая казнь, которая произошла в Саудовской Аравии и в ходе которой были обезглавлены почти полсотни людей, всколыхнула даже арабский мир, где такие меры наказания достаточно применимы. Но тот факт, что в общем количестве жертв был уничтожен и достаточно влиятельный проповедник шиитов шейх Нимр Бакр ан-Нимр, показал, что преступления, подобные тем, которые совершают террористы из «Исламского государства», вполне реальны и на государственном уровне в странах мусульманского мира.
Серьезный акт убийства шиитов на землях суннитской монархии несомненно означает, что это было совершено в подтверждение силы суннитов перед шиитами. И, как следствие, данная акция разозлила иранцев и весь прочий шиитский мир, что стало еще одним поводом к разжиганию религиозного конфликта внутри одной веры.
За прошлый год в Саудовской Аравии произошло 158 казней, которые были произведены согласно учению ваххабитов «Исламского государства». Саудиты продолжают бороться с терроризмом некими собственными методами, которые ставят вопрос, не ведут ли они войну, которая может оправдывать пролитие любой крови, чья она бы ни была – хоть шиитская, хоть суннитская.
Убийство ради убийства?
Казненный официальным Эр-Риядом шейх Нимр Бакр ан-Нимр был уважаемым проповедником. Таким образом, правительство Саудовской Аравии не могло не знать, кого оно приговорило к смерти и какие последствия может вызвать казнь этого известного носителя божьего слова. Казненный много лет провел на территории Сирии и Ирана, где его уважали, а также шейх Нимр провозглашал пятничные молитвы в Восточной провинции на территории Саудовской Аравии. Погибший не представлял никакую политическую силу, являясь аполитичным богословом, хотя неоднократно оказывался в заключении, так как критиковал жестокость ваххабитского правительства саудитов.
И вот, шейх Нимр был казнен путем обезглавливания вместе с другими шиитами, а также суннитами. Этим способом правительство Саудовской Аравии пыталось показать всему миру свою последовательность – чтобы никто не обвинял в том, что государство имеет приверженность к какой-либо религиозной конфессии. Но огромная часть мусульманского мира не поверила в искренность официального Эр-Рияда, поэтому, сразу же после казни, возник конфликт в столице Ирана Тегеране возле аравийского посольства, когда толпа попросту смела охрану и разгромила первый этаж здания. После этого дипломаты обеих стран покинули свои дипломатические миссии.
Как отмечает всемирно известное британское издание The Independent, поведение правителей Саудовской Аравии ничем не отличается от представителей террористического «Исламского государства», так как попади казненный шейх Нимр в руки исламских преступников, его ждала бы такая же участь, которую ему уготовили саудиты. Единственная разница, что в случае с ИГ, шейха не подвергали бы фарсу в виде какого-то там суда, правомерность которого вызывает грустную улыбку у всего мира.
Все эти казни не только показали ненависть саудовцев к духовному лидеру шиитов, который посмел порадоваться смерти бывшего министра внутренних дел Саудовской Аравии – отца Мохамеда бин Найефа, кронпринца Найефа Абдель-Азиза аль-Сауда.
Далее сложно прогнозировать развитие ситуации, так как слишком много привходящих факторов, возникающих после вопиющей, даже можно сказать, циничной казни. Теперь не только справедливый гнев может накрыть оппонентов по вере или по положению в регионе саудовцев, но и все деструктивные силы извне присосутся к этой ситуации, для того, чтобы использовать ее для своего блага.
Убийство шейха Нимра способно спровоцировать очередной бунт хуситов в Йемене, на территорию которого войска Саудовской Аравии вторглись и начали бомбардировки в попытках уничтожить тамошнюю шиитскую власть. Такой деятельностью аравийцы уже привели в ярость шиитское правительство Бахрейна, а мусульманские лидеры Ирана уже оценили казнь шиитского духовного лидера, как один из важных шагов к низложению короля Саудовской Аравии.
Запад перед выбором.
И вот теперь не нефть начинает править арабским миром, а религиозные догматы, между которыми необходимо будет лавировать, как США, так и Европейскому Союзу. В данной ситуации у Российской Федерации позиция достаточно выигрышная, так как она не имела особых проблем ни с какой из стран арабского мира, кроме разве что Саудовской Аравии, главу международного ведомства которой его российский коллега не так давно обозвал крайне нецензурно.
Понятно, что Россия на стороне официального Тегерана, а вот США и прочей коалиции придется делать практически безальтернативный выбор, от которого многое будет зависеть. Ведь это не боевики ИГ отрубили голову духовному лидеру шиитов, после чего все политики Запада выразили свой протест. Шейха Нимра убили братья по вере из вполне цивилизованной страны, причем за вполне толерантную политику в своих изречениях. Кому-то было выгодно противопоставить мусульманские силы друг против друга. И даже более того – либо этому самому деятелю это удалось, либо со стороны какой-то из сил у него был серьезный помощник. Остается надеяться, что мусульмане смогут в этом всем разобраться, не привлекая к своим разборкам остальной мир.