На качественно новый уровень в 2016 году вышло противостояние между Саудовской Аравией и Ираном. Израильский журналист Боаз Бисмут называет противоборство борьбой саудитов за собственное выживание. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Своими размышлениями по поводу обострения конфликта между Тегераном и Эр-Риядом журналист поделился на страницах израильского ежедневного издания Israel Hayom. Он пишет, что новый год начался с настоящей бури в Персидском заливе. На новый уровень вышла напряженность в отношениях Саудовской Аравии и Ирана, хотя этот конфликт можно рассматривать также как противостояние между шиитами и суннитами.
Первые дни 2016 года показали, что теперь стороны от заявлений перешли к действиям. Саудовские монархи в минувшую субботу санкционировали казнь 47 человек, в числе которых шейх Нимра аль-Нимра, известный своей активной политической деятельностью. В ответ иранские шииты предприняли попытку поджечь посольство в Саудовской Аравии, размещенное в Тегеране. Кроме того, иранские радикалы попытались устроить беспорядки перед консульством в священном городе Мехшед. Они пообещали отомстить виновникам казни аль-Нимра.
Журналист уверен, что для понимания причин и механизмов противостояния между суннитами и шиитами следует вернуться далеко в прошлое. В 680 году в ходе битвы при городе Кербаль был обезглавлен Хусейн, внук Мухаммада и сын халифа Али. Это событие считается одним из самых важных за всю историю ислама и шиитов в частности. Показательными в этом случае являются также события «Арабской весны» 2011-2012 годов. Катализатором можно назвать рекордный дефицит бюджета, зафиксированный в Саудовской Аравии в прошлом году.
Совокупность вышеуказанных факторов представляет собой причину для паники саудитов. С учетом снижения стоимости энергоносителей можно понять напряженность ситуации. Сейчас регион персидского залива представляет собой не только большую нефтяную бочку, ну и бочку с порохом, взрывоопасность которого очень высока. Противостояние между Тегераном и Эр-Риядом является одной из кризисных ситуаций Ближнего Востока, которая не связана никак с Израилем, «палестинской трагедией» или «оккупацией».
Обращает внимание журналист также на то, что казненный шейх представлял собой нечто большее, чем просто духовный авторитет. Проповедника воспринимали как харизматичного выразителя мнения всего шиитского меньшинства, который угрожал саудовской монархии, возглавленной в начале прошлого года Салманом бин Абд аль-Азизом. Одним из самых авторитетных противников династии как раз считался аль-Нимр. Нередко проповедника задерживали за провозглашение проповедей, подрывающих стабильность в Саудовской Аравии.
Саудовские шииты нередко жалуются на дискриминацию со стороны официального правительства государства. Примечательно, что шиитов в Саудовской Аравии не больше 15 процентов. Большинство, представленное суннитами, считает шиитов населением неполноценным. Проживают саудовские шииты преимущественно в восточном регионе страны, на территории богатого нефтью района Катиф.
Следует отметить, что шииты жалуются на дискриминацию со стороны монархического правительства совсем небезосновательно. Как правило, представителям этого исламского течения правительство не разрешают строить мечети или занимать должности в секторе взаимодействия с общественностью. К примеру, руководящие посты в сфере просвещения для шиитов, проживающих в Саудовской Аравии, оказываются недоступными. В 2011 году, с началом «Арабской весны», ситуация только ухудшилась.
Эр-Рияд волнуется за свое будущее.
В рамках «Арабской весны» деятельность шейха аль-Нимра значительно активизировалась. Он способствовал возникновению волнений на территории Саудовской Аравии. Духовный лидер принимал участие в организации демонстрации протеста против вмешательства Эр-Рияда в ситуацию в Бахрейне. Аравийское руководство в Бахрейне пришло на помощь суннитской монархии, которая боролась с шиитским большинством с задействованием при этом силовых методов.
В качестве реакции на деятельность саудитов аль-Нимр выступил с требованием об установлении в Бахрейне власти шиитов. Кроме того, он считал целесообразным отделение от Саудовской Аравии восточной провинции с присоединением к Бахрейну. Требования, выдвигаемые духовным лидером, вряд ли можно назвать скромными. В середине 2012 года шейх был арестован в ходе демонстрации, которая затем переросла в массовые беспорядки.
В ходе протестов были убиты два сторонника аль-Нимра, а в 2014 году сам проповедник после обвинения в организации мятежа и нелегальном хранении оружия судом приговорен к смертной казни. Приблизительно в это время в Нью-Йорке умерла супруга осужденного, что только усилило симпатии к аль-Нимру со стороны шиитов. Наличие связи с иранским режимом духовный лидер неизменно отрицал.
В этом случае целесообразно рассмотреть ситуацию с точки зрения саудовского правительства. Сейчас можно наблюдать за распадом Йемена, Ирака и Сирии, на территории Ливана и Иордании также наблюдается нестабильность. Вполне объяснимо, что саудиты опасаются за свое будущее. Сближение между шиитским меньшинством и Ираном представляет собой для Эр-Рияда немалую угрозу. Усиливает беспокойство монархов и то, что официальный Вашингтон несколько снизил активность поддержки королевского дома.