Уже в течение долгого времени афганская армия при поддержке сил НАТО и США не может справиться с движением Талибан. Радикальное движение продолжает распространять свои силы на большие районы. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» онлайн-журнала «Биржевой лидер» со ссылкой на русскую службу «ББС». талибов? Эксперты приводят три фактора роста влияния талибов в регионе.
Так, в 2014 году большая часть военных НАТО и американских сил была выведена из Афганистана, что значительно сократило военное давление на Талибан. К тому же талибам на руку был тот факт, что внимание международной общественности было отвлечено из-за событий в Ираке, Сирии и ранее Украине. Постепенно талибы захватили важные стратегические объекты в стране – различные военные базы, районные центры, контрольно-пропускные пункты. Зачастую талибы захватывают вооружение, бронемашины, которые применяют против самой же армии.
В течение 2014 года существенно пополнились ряды талибов. После операции пакистанской армии в провинции Северный Вазиристан многие экстремисты были вынуждены бежать в Афганистан, где и нашли свое место в рядах талибов. Некоторые источники свидетельствуют, что талибы получают подкрепление и из Пакистана.
К тому же у афганской армии нет достаточных средств, в частности, боевой авиации и системной разведки, которые помогли бы в борьбе с талибами. К тому же талибы пользуются такими факторами, как продолжительные дискуссии внутри афганского правительства и слабость афганских властей.
Нельзя забыть и о таком важном факторе, как иностранное влияние в этой деятельности. Отметим, что на сегодняшний день на территории Афганистана дислоцируются свыше семи тысяч иностранных боевиков. Талибов Афганистана поддерживают экстремисты из Ближнего Востока, Пакистана и Средней Азии. В последнее время также наблюдается некое сближение между талибами и группировкой «Аль-Каида». Это обусловлено появлением террористической организации «Исламское государство», которое не признают ни талибы, ни «Аль-Каида».
Но следует подметить, что есть существенные различия между целями и стратегией представителей Талиба и Аль-Каиды. Но у обеих группировок одна общая цель – поддержать друг друга для нанесения большего ущерба Афганистану.
В августе 2015 года у талибов появился новый главнокомандующий – Айман Завахири.
Примечательно, что влиятельный Талибан, как вооруженная оппозиция, воюет в Афганистане по трем направлениям.
В первую очередь талибы ведут борьбу с представителями афганского правительства и их союзниками.
Во-вторых, их борьба направлена против группировки ИГ.
В-третьих, война ведется против группировки «Высокий совет Афганского исламского эмирата», недавно отделившаяся от самих талибов.
Тем самым специалисты отмечают, что талибы с 2001 году ведут непрерывную войну с НАТО и США, а также с афганской национальной армией.
В прошлом году талибы вступили в столкновение с группировкой ИГ, которая пыталась обосноваться в провинции Хорасан и в приграничных районах Ирана, Пакистана и Средней Азии.
Конечно, численность боевиков ИГ в Афганистане невелика, однако уже группировка ИГ бросает вызов Талибану.
Но самой трудной является борьба с раскольниками в собственной же группировке. Для этого талибы выделяют немало ресурсов и времени. Талибы привыкли самостоятельно контролировать завоеванную территорию, и они не любят, когда кто-то бросает вызов верховенству.
Отметим, что формирование Талибана относится к 1994 году. Еще тога верховенство гордилось единством в рядах группировки. Но это единство расшаталось сразу после того, как на пост лидера был назначен мулла Ахтар Мансур. Некоторые члены группировки не признали нового лидера, обвинил муллу Мансура в узурпации власти в личных целях.
Недовольные талибы в ноябре 2015 года назначили своего лидера – муллу Мохаммада Расула. Но расколовшаяся часть талибов все же надеется на примирение с основной частью при условии, что мулла Мансур уйдет с поста лидера.
После формирования раскольнического движения начались столкновения с Талибаном в провинциях Фарах, Забул и Херат. При этом иногда эти столкновения завершались неблагополучно, так как были жертвы с обеих сторон, но в преобладающем большинстве со стороны раскольников.
Однако теперь с течением времени многие талибы стали признавать муллу Мансура как своего лидера.