Перспективы завершения военного конфликта в Сирии выглядят очень туманными. Несмотря на то что в прошлом году в него вмешалась Россия, но ни ей, ни коалиции во главе с США не удалось разбить террористов «Исламского государства». Эксперты, опрошенные РБК, сомневаются, что в этом году удастся завершить военный конфликт на сирийской земле, и склоняются к тому, что ситуация там может развиваться по разным вариантам, передает издание «Биржевой лидер».
Согласно условному «оптимистичному сценарию», по мнению экспертов-международников, в начавшемся году могут быть реализованы договоренности, которые согласовала многосторонняя группа по Сирии в Вене в прошлом ноябре, которые также были подтверждены в декабре резолюцией Совбеза ООН, поддержанной впервые и США, и Россией. В соответствии с этими договоренностями, уже в январе правительство Асада должно вступить в переговоры с умеренной оппозицией о прекращении огня, а также прийти к согласию по механизму формирования переходного правительства, на создание которого отведено полгода. Среди задач этого правительства будет ИГ при поддержке России и западной коалиции. После чего не позднее чем через 18 месяцев должны пройти выборы под контролем международного сообщества и в соответствии с обновленной Конституцией, которую за отведенное время надо принять. Проблема в том, что прежде всего должен быть согласован состав переговорщиков — Иран и Россию не устраивает участие в консультациях некоторых оппозиционных группировок. В итоге переговоров, как ожидается, должны быть разработаны условия, на которых президент Асад должен будет поделиться властью и в конце концов покинет свой пост. Однако этого не желают в руководстве Ирана и России. Поэтому в перспективы соглашения мало кто верит.
Дипломатическим усилиям в направлении борьбы с джихадистами могли бы способствовать координированные удары по нефтяной инфраструктуре ИГ. Как стало известно из перехваченных документов исламистов, до трети своих доходов в Сирии и Ираке они получают за счет сделок с нефтью. Согласно экспертным оценкам от торговли нефтью ИГ осенью получало от 30 до 50 млн. долларов в месяц. В вопросе нанесения ударов по нефтяной инфраструктуре контролируемой ИГ Россия и Запад в последнее время достигли единого мнения, и в наступившем году авиаудары будут продолжены. Однако, по мнению исследовательницы из Университета Калифорнии в Беркли Шерифы Зухур, только военных методов будет недостаточно чтобы уничтожить экономическую базу ИГ. Дело в том, что согласно идеологии исламистов они не могут отчуждать чужую собственность, поэтому, как правило, делят ее с лидерами местных племенных групп. Поэтому переговоры с такими лидерами могут дать тоже полезный эффект.
Кроме Сирии, к которой приковано сейчас основное внимание, много будет зависеть и от Ирака. Как считает эксперт Индийского совета по международным делам Омэйр Анас, успех борьбы против ИГ в Ираке зависит от политических реформ, которые должен провести иракский режим. Шиитское руководство в Багдаде должно продемонстрировать готовность разделить с суннитским меньшинством власть и проявлять значительную гибкость в отношении суннитов и туркоманов. Если такая политика будет действительно гибкой, то ИГ потеряет на севере страны базу поддержки. Кроме того, как и Анкара, Багдад в не меньшей степени ответственен за получение прибыли от нефтяной контрабанды из ИГ. В случае пресечения такой торговли экономическая база ИГ будет еще больше подорвана.
Однако при всех этих перспективах большинство экспертов признались для РБК, что считают сценарий выполнения положений резолюции ООН маловероятным.
В соответствии с другим сценарием, который можно считать более-менее реалистичным, ИГ продолжит существовать и после этого года. Причина в том, что все силы, которые так или иначе принимают участие в борьбе с исламистами, на самом деле решают свои задачи, как правило, стремясь закрепить в этом регионе свое влияние. Реальные переговоры о формировании переходного правительства возможны только, если Дамаск согласится провести политические реформы, гарантирует безопасное возвращение в страну беженцев и номинальную правителей. В случае отсутствия таких гарантий у лидеров повстанцев о завершении власти Асада, они не поддержат соглашение о прекращении огня, считает Зухур. По ее мнению, как бы ни пытались представители Запада принимать во внимание вариант сохранения власти за Асадом, большинство сирийцев его отвергнет.
При таком сценарии развития событий Асад, вероятно, останется у власти. В последнее время ему удалось укрепить свое положение благодаря российской поддержке. Высокопоставленные чиновники и военные аналитики в США признали, что за время сирийской военной операции Россия смогла добиться поставленной цели — укрепить режим Асада.
Однако существует и более пессимистичный сценарий, при котором региональный конфликт может усилиться. Террористы ИГ сознательно терроризируют шиитские, езидские, курдские и алавитские общины, тем самым местные сунниты становятся повязаны с джихадистами кровью. Также обострение ситуации может произойти, если Саудовской Аравии, Ирану и Турции не удастся прийти хотя бы к тактическому согласию. Кроме того, теперь приходится принимать во внимание конфликт между Москвой и Анкарой.
Автор: Денис Мягкий