До сих пор далеко не решены все проблемы между Саудовской Аравией и Ираном, ведь оба государства никак не желают отходить от своих принципиальных позиций. Справедливости ради следует отметить, что данное исламское противостояние еще требует конкретных разъяснений, ведь на том же Западе явно не до конца понимают, в чем конкретно заключаются претензии Эр-Рияда к Тегерану.
На самом деле не стоит считать, что конфликт зародился и продолжается далеко не только из-за религиозных противоречий. При этом всем обе стороны не стесняются в своих целях использовать межконфессиональную вражду. В первую очередь она представляет собой довольно эффективный способ вербовки новых союзников. Пока лишь на сто процентов ясно, с чего начался конфликт. Он зародился еще 2 января, когда аравийские власти из-за обвинений в связи с террористами казнили проповедника Нимра ан-Нимра. В Тегеране в ответ на это действие группа неизвестных молодых людей напала на посольство Саудовской Аравии, в результате чего произошел поджог здания дипломатического ведомства. На сегодняшний день не только Саудовская Аравия, но Судан и Бахрейн заявили о полном разрыве внешнеполитических отношений с Ираном.
Основная суть конфликта не заключается в конкретной причине. Начать следует с того, что оба государства уже достаточно давно начали считать себя региональными державами, которые в обязательном порядке должны защищать собственные национальные интересы даже за пределами собственных территорий. На протяжении внушительного промежутка времени между властями двух стран существовал хрупкий баланс, но теперь эта система дипломатических взаимоотношений была кардинальным образом нарушена. Во многом дисбаланс сил произошел из-за вмешательства в дела региона со стороны других мировых держав и Соединенных Штатов Америки в первую очередь. В любом случае Тегеран и Эр-Рид до сих пор имеют практически одинаковые шансы на то, чтобы оказаться на вершине исламского мира, из-за чего стороны явно не желают отступать. Если вспомнить 1990 год, то Саудовская Аравия и Иран уже разрывали официально между собой дипломатические отношения. В таких условиях они существовали до 1997 года. Тогда отношения были восстановлены после того, как на иранских выборах президента уверенную победу одержал лояльный Мохаммад Хатами.
Пока конфликт между двумя вышеуказанными странами проявляется лишь локально. Тем не менее реально существует вероятность того, что боевые действия вполне могут выйти на абсолютно новый уровень. Можно даже не сомневаться а том, что при таких обстоятельствах Тегеран и Эр-Рияд в обязательном порядке столкнутся с достаточно серьезными проблемами. В первую очередь будет нанесен удар по экономическим интересам стран, которые являются крупнейшими производителями нефти.
В 1980-1988 годах государства уже находились в состоянии войны друг с другом. Тогда они не так часто наносили преднамеренные удары по основным объектам нефтеперерабатывающей отрасли, то это все равно приводило к колоссальным последствиям. В результате стоимость барреля нефти в кратчайшие сроки снизилась с 40 до 10 американских долларов. Что-то подобное вполне может произойти в дальнейшем. В этой связи можно сделать логичное предположение по поводу того, что Саудовская Аравия и Иран даже при наличии серьезных амбиций не будут заинтересованы в начале полноценной войны. Дело в том, что на сегодняшний день экономические интересы стоят выше даже за принципиальные позиции.
Участники конфликта хотят защитить себя в геополитическом плане.
Выше уже было сказано о том, что Иран и Саудовская Аравия уверены в том, что они являются региональными державами. Именно поэтому сейчас они показывают друг другу зубы для того чтобы четко определить собственные сферы влияния. Вполне вероятно, что спустя некоторое время между ними произойдет разделение маленьких стран, над которыми они будут удерживать контроль.
Очень важно, чтобы ни один из соперников впоследствии не лез в чужие дела или так называемую геополитическую среду безопасности. Что-то подобное, только в более глобальном смысле происходило между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки в период «Холодной войны». Тогда сторонам было более выгодно показать свое вероятное действие, чем реально его произвести. Американские власти для достижения этой цели обнародовали доктрину Монро, в которой особый акцент был сделан на располагающихся на Кубе ракетах.
В обязательном порядке следует понимать, что внешне уверенность Ирана и Саудовской Аравии далеко не означает, что у этих стран все в порядке в других отраслях. В частности оба государства на сегодняшний день достаточно серьезно страдают из-за просчетов системы внутренней безопасности. При этом всем они еще и пытаются обвинять друг в друга в возникновении этих проблем. В любом случае версия с религиозным противостоянием автоматически начинает развеиваться после того, как эксперты начинают вдаваться в детали. Более внимательно в данном случае необходимо анализировать довольно прагматичную внешнюю политику, которой придерживаются Тегеран и Эр-Рияд. Все чаще в последнее время эти прагматичные цели соседей противопоставляются друг другу.