Азизола Рамезани, директор по международным связям иранской Национальной газовой компании (NIGC), заявил, что если тенденция падения нефтяных цен будет продолжаться, то экспорт газа в Европу станет экономически выгодным. «При экспорте газа государства региона являются для Ирана приоритетными. Также желанными направлениями для экспорта иранского газа могут стать Индия и Китай», - отметил Рамезани.
Согласно его словам, Иран имеет крупнейшие в мире запасы природного газа, однако вместе с тем страна занимает незначительную долю в глобальном экспорте «голубого топлива». «Мы обязаны нарастить наше присутствие благодаря использованию современных технологий. Наши запасы газа составляют 34 триллиона кубических футов, тогда как производственная мощность государства составляет 200 миллиардов кубометров в год», - отметил Азизола Рамезани. Он напомнил, что мощности по газовой добыче Российской Федерации (33,2 триллиона кубических футов) и Соединенных Штатов (10 триллионов кубических футов) составляют 800 миллиардов кубометров в год. Рамезани объяснил, что РФ для поставок «голубого топлива» в Европу использует трубопровод, протяженность которого 3 тысячи километров. Иран же тоже может выйти на данный рынок, проложив такую же трубу.
Также следует отметить, что во вторник на терминал Sabine Pass в штате Луизиана (США) прибудет танкер Energy Atlantic, чтобы начать экспортировать из государства сжиженный природный газ.
Серьезный конкурент.
Европа давно пытается уменьшить зависимость от российского «голубого топлива». Теперь у нее появилась возможность сделать это благодаря иранскому «голубому топливу». Впрочем, как отмечают эксперты, серьезную конкуренцию российской монополии «Газпром» иранский газ сможет составить не ранее 2030 года, при этом цена его, скорее всего, будет выше, нежели у российского.
К 2030-му Иран сможет поставлять на рынок Европы порядка 25–35 миллиардов кубометров «голубого топлива», став одним из самых крупных поставщиков, писало в прошлом году издание The Wall Street Journal, ссылаясь на данные Европейской комиссии после переговоров с Тегераном. Большая часть указанных объемов будет поставляться в виде сжиженного природного газа (СПГ) через Испанию, которая обладает крупнейшими в Европе мощностями по регазификации.
Такие крупные поставки могут уменьшить зависимость ЕС от РФ. За первые 6 месяцев минувшего года компания «Газпром» поставила в Европу 74,275 миллиарда кубов, что на восемь процентов ниже показателей за аналогичный период 2014-го. Уже по итогам августа руководитель компании Алексей Миллер заявлял, что объемы поставок составили 13,8 миллиарда кубов, что на 23,2 процента больше, нежели в августе 2014-го. Его заместитель Александр Медведев сообщил, что всего в 2015-м «Газпром» планирует поставить в Европу 158 миллиардов кубометров газа. Доля российской монополии на рынке Европы составляет около 30 процентов. По уровню запасов «голубого топлива» Иран находится на 2-м месте в мире (после РФ) - они составляют 34 триллиона кубометров, или около семнадцати процентов мировых запасов.
Поставки газа из Ирана на европейский рынок обсуждались еще с периода проекта газопровода Nabucco, который впервые был представлен в 2004-м. Этот трубопровод должен был через Венгрию, Турцию, Болгарию и Румынию выйти в Австрию. Но напряженные отношения Ирана и Запада не позволили сторонам достигнуть конкретного соглашения. В итоге проект был заморожен как раз через отсутствие сырьевой базы.
Еще в августе 2014-го иранский замминистра нефти Али Маджеди заявлял, что ряд европейских государств снова заинтересовались иранским газом, при этом он называл цифру как раз в 35 миллиардов кубометров в год. Правда, тогда чиновник вел речь о трубопроводных поставках по реанимированному Nabucco.
Константин Симонов, глава Фонда национальной энергобезопасности, отмечал, что трубопроводные поставки были бы для Европы выгоднее. Во-первых, труба связывает продавца и покупателя, а в случае с СПГ иранская сторона получит гибкость экспортной стратегии, а во-вторых, трубопроводные поставки просто дешевле, поскольку нет трат на сжижение и регазификацию. «В ценовом плане российское «голубое топливо» вполне сможет конкурировать с иранским на европейском рынке», - подчеркивает руководитель ФНЭБ. Однако как будут отличаться цены российского трубопроводного и иранского сжиженного газа, согласно словам эксперта, сказать пока сложно. Также пока неясно, кто будет заниматься сжижением, какие технологии будут использоваться в этом процессе, что тоже влияет на конечную стоимость.
Однако в качестве примера эксперт приводит Австралию, одного из лидеров поставок СПГ. По всем СПГ-проектам в этом государстве финальные капзатраты оказались на 40–50 процентов выше запланированных, что, естественно, на цене не сказаться не могло.
«Однако проблема в том, что при закупках газа Европа исходит не из экономических, а из политических соображений, - отмечает Симонов. - И в этом плане Иран является опасным конкурентом для России. Россиян ожидает очень серьезная борьба».
Правда, не все убеждены, что российский газ выиграет по цене у иранского. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин в прошлом году отмечал, что трубопроводный газ России будет дешевле иранского СПГ лишь в том случае, если «черное золото» упадет до 30 долларов за баррель. Он отметил, что месторождения Ирана находятся ближе к Европе, нежели Западная Сибирь и Ямал, которые являются ресурсной базой для поставок российского газа в ЕС.
Автор: Екатерина Кравец