Возможные последствия интервью российского президента немецкой прессе оценил Георгий Сатаров. Он утверждает, что в ходе общения с журналистами Путин создал угрозу для российской государственности. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио «Свобода».
Социолог и политолог Георгий Сатаров, президент фонда «ИНДЕМ» в интервью дал оценку некоторым неоднозначным заявлениям российского президента, сделанным последним при общении с журналистами германского издания Bild. Эксперт уверен, что в будущем за некоторые «откровения» Владимира Владимировича Кремлю придется дорого заплатить. В частности, довольно неоднозначно выглядит заявление российского президента о создании блока с участием некоторых стран, в числе которых Восточная Германия как альтернативы НАТО.
Комментируя это заявление, Сатаров отмечает, что логики в словах российского президента он уже давно не ищет. Кроме того, не видит никакой причины, зачем хозяин Кремля в принципе давал это интервью германским журналистам. Очевидным называет эксперт только то, что ориентирована публикация в Bild исключительно на внутреннюю аудиторию. Тем не менее, даже в интервью, ориентированном на внутреннего потребителя, российский президент сказал вещь «фантастически страшную».
Признается социолог, что он лично несколько раз перечитал одну часть интервью, чтобы убедиться в отсутствии оптического обмана. Сатаров объясняет, что речь идет об отрывке, где российский президент заявляет о законности аннексии Крыма, как о действии, которое соответствует международному праву. Путин рассказывает, что избранный в Украине законным образом парламент полуострова принял решение о проведении референдума, поэтому результаты волеизъявления можно называть законными.
Эксперт уверен, что этими словами глава Российского государства заложил мину огромного размера и удивительно разрушительной силы под саму Россию. Исходя из слов президента, любой субъект в составе Федерации вправе выбирать собственный парламент, который будет так же законным в нынешней системе власти, как и президент. Более того, этот парламент даже имеет право на проведение референдума на территории субъекта, и законными будут считаться результаты плебисцита.
В частности, на референдуме может быть принято решение об отделении. После подведения итогов референдума любой субъект Федерации может стать другой страной и частью России больше не быть. Эксперт полагает, что как минимум необдуманно со стороны российского лидера говорить о подобных сценариях в условиях угрозы нестабильности внутри России. Фактором риска называет Сатаров и то, что вся политика нынешнего российского президента воспроизводит сценарий распада СССР. С учетом этих обстоятельств слова главы государства о законности референдума в Крыму являются, по меньшей мере, необдуманной провокацией.
Относительно этого заявления политолог полагает, что слова президента ориентированы скорее на внешнюю аудиторию. В то же время, если рассматривать их как заявление для внутреннего потребления – тогда заявление как минимум провокационное. Кроме того, признается эксперт в наличии других моментов интервью, которые его лично шокировали. В частности, и заявление об альтернативе НАТО.
По мнению Сатарова, озвученная российским президентом модель объединения государств, как альтернатива Североатлантическому альянсу, довольно странная. Хозяин Кремля предложил включить в гипотетичный альянс страны Центральной Европы, Советского Союза и Восточную Германию. Озвученное президентом заявление закладывает новые основы для разделения Европы, вместо необходимого объединения.
Вряд ли есть смысл задавать президенту серьезные вопросы в интервью.
Неоднократно до этого времени общественность обращала внимание на то, что западные журналисты проявляют некую пассивность при разговоре с российским президентом. К примеру, вместо того, чтобы напомнить об обстоятельствах проведения «референдума» в Крыму (присутствие силовиков и отобранные у депутатов мобильные телефоны) немецкие журналисты спрашивают о боязни собак, которая есть у Ангелы Меркель.
С мнением о том, что российский президент очаровывает журналистов, Сатаров не соглашается. Он подчеркивает, что западные журналисты прекрасно знают цену каждого слова и в первую очередь стремятся восполнить информационный дефицит. Общеизвестно, что 5 января (в день интервью Путина) новостей в мире не слишком много, но заполнять страницы читаемыми материалами журналистам нужно.
Констатирует политолог, что он в принципе не видит смысла в общении с журналистами главы Российского государства. Сатаров подчеркивает, что публично объяснить причину общения с хозяином Кремля вряд ли сможет любой журналист. Предполагает эксперт также, что имеет место некоторое непонимание ситуации – и со стороны Путина, да и журналисты, видимо, не полностью осознают суть происходящего.
Обращает внимание Сатаров на то, что сейчас уже все прекрасно понимают, кем на самом деле является президент России, вопрос «ху из мистер Путин?» никто не задает. Тем не менее, несмотря на это, глава Российского государства продолжает вести себя так, как в 2002 или в 2006 году. Однако со стороны подобная манера выглядит довольно странно.