Мировая общественность занята обсуждением недавнего интервью российского президента, опубликованное в германском издании Bild. Публикация беседы президента с журналистами возобновила дискуссии о своеобразном мировоззрении и восприятии истории хозяином Кремля. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
Опубликованная беседа главы российского государства с журналистами немецкого издания, в очередной раз продемонстрировала, что представления его об окружающем мире и историческом прошлом довольно своеобразны. Мировая общественность уже привыкла, что при общении с российской аудиторией президент может постоянно повторять старые, давно разобранные и успешно опровергнутые мифы. Тем не менее повторения этих сказок в интервью иностранной прессе никто не ожидал.
Одной из легенд, часто используемых кремлевскими стратегами, является некое «обещание Запада воздержаться от расширения НАТО». Также в информации, предназначенной для внутренней аудитории, фиксировались использования Кремлем крайне произвольных трактовок некоторых аспектов международного права. Специалисты, комментируя эти приемы, пытались объяснить их стремлением подстроиться под аудиторию.
Совершенно по-другому выглядит воспроизведение все тех же затертых мифов и трактовок в диалоге с европейскими журналистами. Очевидно, что читать интервью будут европейцы, которые совсем иначе относятся к «свободным трактовкам». После публикации интервью экспертная среда укрепилась во мнении о том, что глава Российского государства на самом деле верит в то, о чем говорит. Даже несмотря на отсутствие связи между реальностью и его мировоззрением.
Еще в начале интервью можно заметить неоднократное повторение утверждения, довольно часто используемого российскими политиками в последнее время. Они утверждают, что западные коллеги еще в начале 90-х годов прошлого столетия как будто обещали советскому руководству в будущем не расширять границы Североатлантического альянса, но затем данное обещание вероломно нарушили.
Так кто же обещал что-то Москве, и было ли обещание?
Российский президент утверждает, что обещание поступило от «гражданина Федеративной Республики господина Вернера, занимавшего тогда должность генсека НАТО». В отверждение своих слов глава государства продемонстрировал журналистам стенограмму переговоров с советскими руководителями другого германского политика, Эгона Бара. Согласно советским документам, этот политик настаивал на необходимости формирования нового союза с участием европейских стран и недопустимости дальнейшего расширения НАТО. Из уст российских политиков также звучит версия о том, что обещание нерасширения Альянса дал госсекретарь США Джеймс Бейкер в процессе общения с Горбачевым.
В свое время Эгон Бар был авторитетным германским политиком, но в период начала 90 годов он работал депутатом в бундестаге и руководил комиссии по объединению ГДР и ФРГ. Вряд ли в это время он мог сделать заявление от имени всего НАТО. Подобные слова можно допустить от немецкого политика в качестве его личных рассуждений.
Выступление генсека НАТО того времени Манфреда Вернера от 1990 года не трудно найти и почитать. Нередко именно в этом году он посещал Прагу, Москву и Варшаву, а в своих выступлениях часто касался темы новой архитектуры безопасности с акцентом в ней на СБСЕ (ОБСЕ в начале создания объединения). Тем не менее, роль вверенной ему структуры генсек не занижал и точно не мог говорить о том, что Альянс в будущем не должен расширяться.
К примеру, в ноябре 1990 года в Лиссабоне Вернер заявил, что некоторые страны Центральной и Восточной Европы и члены НАТО видят в СБСЕ альтернативу существующим организациям безопасности. Генсек отметил, что судьба Варшавского договора непосредственно зависит от решения членов организации. В то же время, очевидно, что НАТО в будущем будет оставаться важной опорой для успешности функционирования СБСЕ.
Из этого фрагмента выступления можно сделать вывод о том, что на тот момент еще существовал, хотя и на последнем издыхании, Варшавский договор. Более того, существовал СССР и серьезные предпосылки для его развала не наблюдались. Именно поэтому никакие серьезные разговоры о возможном расширении НАТО в восточном направлении лидерами международного сообщества в принципе не велись.
Однако адекватному восприятию реальности российскими чиновниками мешает их собственное представление о том, «дела делаются» иначе, а судьбоносные решения могут приниматься и принимаются за спинами или через головы союзников и с игнорированием писаных правил. Именно это представление можно называть одной из главных причин того, что после освобождения от опеки Москвы страны Восточной и Центральной Европы немедленно захотели вступать в НАТО.
Также в интервью российский президент опять сравнил Косово и Крым. Он осудил отделение Косово от Югославии, но использует этот прецедент как оправдание аннексии Крымского полуострова. Примечательно, что до этого ситуацией в Косово Москва оправдывала свое вмешательство в события Абхазии и Южной Осетии. Очевидно, что в случае с Крымом пример Косово слишком неуместен, чтобы считаться серьезным аргументом.